Формирование готовности обучающихся к выбору профессии средствами внеурочной деятельности

Регион:
Брянская область

Наименование общеобразовательной организации:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 1 п. Навля»

Цель:

формирование профессиональных намерений личности и определение путей ее реализации через учебную и внеурочную деятельность обучающихся.

Задачи:

1) формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

2) формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора.

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Ступень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое)
начальное общее (1-4 кл) Экскурсии Навлинский музей Партизанской Славы,

детская районная библиотека

социальное
основное общее (5-7 кл) Встречи-беседы, дни открытых дверей,

экскурсии

Навлинский филиалл КМТТ,

РОО администрации Навлинского района,

Центральная районная библиотека.

социальное
основное общее (8-9 кл) Встречи-беседы, дни открытых дверей,

экскурсии

Навлинский филиалл КМТТ, БГАУ, БГТУ, БГИТУ.

АО «Навлинский завод «Промсвязь»,

АПХ «Добронравов АГРО»,

АО «Карачевский завод «Электродеталь»

Навлинская ЦРБ

РОО администрации Навлинского района

Районный центр занятости

Центральная районная библиотека.

социальное
среднее общее (10-11 кл) Встречи-беседы, дни открытых дверей,

экскурсии

Навлинский филиалл КМТТ, БГАУ, БГТУ, БГИТУ.

АО «Навлинский завод «Промсвязь»,

АПХ «Добронравов АГРО»,

АО «Карачевский завод «Электродеталь»

Центральная районная библиотека.

Навлинская ЦРБ

РОО администрации Навлинского района

Районный центр занятости

Социальное

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Временное трудоустройство обучающихся в период летних каникул

 

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты): план профориентационной работы, приказ о назначении ответственного за профориентационную работу.

 

Материально-техническое обеспечение: библиотека, медицинский кабинет, кабинет педагога-психолога, мастерская, информационный стенд по профориентационной работе.

 

Информационное обеспечение, реклама в СМИ, публикации к юбилейным датам, профессиональным праздникам, освещение мероприятий, достижений, приглашение на мероприятия и т.п.): освещение работы и мероприятий на официальном сайте гимназии, на сайте и на страницах районной газеты «Наше время».

 

Психологическое и эмоционально-комфортное  сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся – программа «Мой выбор»

Файлы:

Краткое содержание профориентационной работы (практики организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов МУПК)

В нашей гимназии одним из приоритетных направлений воспитательной работы является проведение целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, направленной на формирование профессиональных намерений личности и определение путей ее реализации через учебную и внеурочную деятельность.

Формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности идёт через совместную работу коллектива гимназии:

— планирование работы педагогического коллектива гимназии по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению, осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению возлагается на заместителя директора гимназии по воспитательной работе;

— классные руководители помогают обучающимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственное  портфолио;

— учителя-предметники способствуют развитию склонностей и способностей гимназистов через проектную деятельность, деловые игры, конференции, предметные недели, олимпиады, элективные курсы;

— работа педагога-психолога направлена на изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся; осуществление мониторинга готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению; проведение тренинговых занятий по профориентации;

— педагог-библиотекарь подбирает для учителей и обучающихся литературу, которая помогает ориентироваться при выборе профессии; организует выставки  книг о профессиях, проводит читательские  беседы.

Совместная работа коллектива гимназии в рамках профориентационной деятельности строится, опираясь на следующие аспекты:

1) социальный аспект — формирование ценностной ориентации обучающихся в профессиональном самоопределении с акцентом на изучение требований к квалификации работника той или иной сферы;

2) экономический аспект — процесс управления выбором профессии в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда);

3) психологический аспект — изучение структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору);

4) педагогический аспект — формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

В 1-4 классах  согласно ФГОС предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии. Поэтому работа по формированию готовности обучающихся к выбору направления своей деятельности начинается со знакомства с профессиями, формирования у школьников ценностного отношения к труду через ключевые мероприятия (классные часы, игры, психологические тренинги, экскурсии на предприятия, встречи с представителями разных профессий).

При подготовке, проведении  игр и классных часов акцент делается на организацию практической деятельности среди обучающихся, направленной на развитие представлений о профессиональной деятельности людей с помощью наглядных средств, ярких примеров и жизненных ситуаций. Например, обучающиеся 1-ых классов на классных часах  по теме «Мир профессий», работая в группах,  составляют коллаж по определённой профессии, отражая в нём качества работника. А во 2-ых классах на классных часах по теме «О профессиях разных, нужных и важных» обучающиеся, работая в парах, составляют коллаж-загадку с использованием информационных листов о представителях разных профессий. В 3-4-ых классах дети работают индивидуально, создавая и защищая мини-проекты по самой важной на их вгляд професии. В конце учебного года обучающиеся пишут сочинения на тему «Я хочу стать…, потому что…». Классные руководители проводят анализ данных работ, а также совместно с педагогом-психологом по итогам всех ключевых дел определяют,  какие первоначальные представления о мире профессий сформировались у обучающихся.

В 5-7 классах через ключевые мероприятия профориентационная работа направлена на развитие у школьников мотивов образовательной деятельности, индивидуальных и творческих способностей каждого ребенка, воспитание коммуникативных умений: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать другому. Обучающимся через коллективно-творческие дела, игровые программы даётся возможность проявить и показать себя в различных сферах деятельности.  Конкурсная программа «Кто во что горазд» проходит по различным номинациям: вокал, сценическое мастерство, «А вам слабо?», «Своими руками», «Сам себе режиссёр», «Фестиваль лайфхаки», «Мудрая Сова» и другие. В ходе программы большинство обучающихся расскрываются с разных сторон. В 7-ых классах классные часы «Познаем самих себя: связь профессий с учебными предметами» направлены на выявление образовательных запросов обучающихся для выбора элективных учебных предметов в рамках предпрофильной подготовки в 8-ых классах. Педагог-психолог ежегодно проводит изучения интересов и склонностей школьников старших классов в различных сферах деятельности по диагностике Голомштока.

В 8-11 классы в рамках организации в гимназии  предпрофильного и профильного обучения  формирование готовности обучающихся к выбору  своей профессиональной деятельности направлено на подготовку школьников к сознательному выбору профессии и реализуется через следующие мероприятия. Серьезной трудностью в 8 – 11 классах является профильное распределение обучающихся, различающихся по определенным психофизиологическим и личностным свойствам. Поэтому при формировании готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности уделяется большое внимание изучению психологических свойств личности; анализу успеваемости обучающихся по предметам; работе с родителями (анкетирование и беседы). Педагог-психолог в начале учебного года  и во втором полугодии проводит диагностику готовности школьников к выбору профиля обучения. Для обучающихся 9, 11 классов используется опросник профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой. Если по результатам диагностики готовность обучающихся ниже среднего, то происходит коррекция ключевых мероприятий при участии всех педагогических работников и большое внимание уделается индивидуальной работе с обучающимися.

Профориентационная работа также строится на взаимодействии:

А)  с профессиональными ОУ по профориентации:

  • Навлинский филиала КМТТ – посещение дней открытых дверей, выступление-презентация представителей техникума – трое обучающихся 9-ых классов в качестве дальнейшего обучения выбрали техникум.
  • БГАУ — посещение дней открытых дверей, выступление-презентация представителей университета – один из обучающихся 11-ых классов в качестве одного из ВУЗов при подаче документов после окончания гимназии планируют выбрать данный университет.
  • БГТУ — посещение дней открытых дверей, выступление-презентация представителей университета – восемь обучающих 11-ых классов в качестве одного из ВУЗов при подаче документов после окончания гимназии планирует выбрать данный университет
  • БГУ — посещение дней открытых дверей, выступление-презентация представителей университета – восемь обучающихся 11-ых классов в качестве одного из ВУЗов при подаче документов после окончания гимназии планируют выбрать данный университет. С одним обучающимся 11 класса заключён договор на обучение по целевому направлению по специальности «учитель истории и обществознания».
  • Брянский базовый медицинский колледж — посещение дней открытых дверей, выступление-презентация представителей техникума – трое обучающихся 9-ых классов в качестве дальнейшего обучения выбрали колледж.
  • Брянский сторительный колледж — посещение дней открытых дверей, выступление-презентация представителей техникума – двое обучающихся 9-ых классов в качестве дальнейшего обучения выбрали колледж.

Б)  С предприятиями, организациями – работодателями по профориентации: АО «Навлинский завод «Промсвязь», АПХ «Добронравов АГРО», АО «Карачевский завод «Электродеталь» — экскурсии на предприятия – обучающиеся более подробно узнали о деятельности предприятий и хозяйства.

 

Основные направления работы

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 кл)
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения

 

формирование профессиональных намерений личности и определение путей ее реализации через учебную и внеурочную деятельность. Классные часы

Психологические тренинги

Игры

Встречи с представителями профессий

основное общее (5-7 кл)
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

 

формирование профессиональных намерений личности и определение путей ее реализации через учебную и внеурочную деятельность. Классные часы

Психологические тренинги

Игры

Встречи с представителями профессий

основное общее (8-9 кл)
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда  формирование профессиональных намерений личности и определение путей ее реализации через учебную и внеурочную деятельность. Классные часы

Психологические тренинги

Игры

Встречи с представителями профессий

Встречи с представителями ВУЗов и т.д.

Посещение дней открытых дверей.

Экскурсии на предприятия  Тестирование в рамках профориентационной акции «Выбор-2016»

среднее общее (10-11 кл)
формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда  формирование профессиональных намерений личности и определение путей ее реализации через учебную и внеурочную деятельность. Классные часы

Психологические тренинги

Игры

Встречи с представителями профессий

Встречи с представителями ВУЗов и т.д.

Посещение дней открытых дверей.

Экскурсии на предприятия  Тестирование в рамках профориентационной акции «Выбор-2016»

 

Содержание программы

Ступень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл)

основное общее

(8-9 кл)

среднее общее (10-11 кл)
Задачи 1) развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

2) развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

3) формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм.

 

1) формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора

2) формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп

 

формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора

2) формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп

 

формирование у подростка профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора

 

Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) Классные часы

Психологические тренинги

Игры

Встречи с представителями профессий

Классные часы

Психологические тренинги

Игры

Встречи с представителями профессий

Классные часы

Психологические тренинги

Игры

Встречи с представителями профессий

Встречи с представителями ВУЗов и т.д.

Посещение дней открытых дверей.

Экскурсии на предприятия

Классные часы

Психологические тренинги

Игры

Встречи с представителями профессий

Встречи с представителями ВУЗов и т.д.

Посещение дней открытых дверей.

Экскурсии на предприятия

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная  работа:

А) Принцип сознательности в выборе профессии выражается в соответствии выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности.

Б) Принцип соответствия потребностей личности и общества выражается в соответствии выбираемой профессии личностью и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии.

В) Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом определенную роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

 

Удельный вес авторских программ в общем объеме реализуемых программ, %_50%

Доля программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, а также дальнейшее содействие в их совершенствовании в общем объеме реализуемых программ, 50%

 

Наличие профильных предметов, факультативов спецкурсов, элективных курсов и др. (перечислить для каждой ступени образования):

начальное общее (1-4 кл) Тематические игры-беседы в рамках классных часов
основное общее (5-7 кл) Тематические игры-беседы в рамках классных часов
основное общее (8-9 кл) 1) Курс «Самооопределение» в учебном предмете «Технология» для 9-ых классов.

2) Кружок «Мой выбор»

среднее общее (10-11 кл) Тематические игры-беседы в рамках классных часов

 

Формы участия родителей/законных представителей обучающихся в профориентационных мероприятиях общеобразовательных организаций:

А) знакомство родителей с теорией профильного обучения через родительские собрания, встречи с администрацией гимназии, представителями Вузов и т.д.

Б) консультирование родителей педагогом-психологом через родительские собрания, тренинги, беседы, анкетирование;

В) привлечении родителей к профориентационной работе как специалистов через мастер-классы, беседы с обучающимися.

 

Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов):

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Общее количество выпускников 9-х классов 59 46 38
Количество выпускников профильных классов, всего
Обучение  в 10  классе 31 27 20
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 6 4
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена) 22 15 18
Трудоустроившиеся выпускники

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Общее количество выпускников 11-х классов 25 27 31
Количество выпускников профильных классов, всего Профильные группы-27 Профильные группы-31
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 2 2
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 25 25 29
Трудоустроившиеся выпускники

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников профильных классов

Профили

обучения

Количество выпускников,  поступивших в  профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, чел. Количество  выпускников  профильных классов, поступивших по профилю обучения, чел. Количество трудоустроившихся

выпускников, чел.

в ВУЗы в профессиональные образовательные организации
Учебный год Учебный год Учебный год Учебный год
13-14 14-15 15-16 13-14 14-15 15-16 13-14 14-15 15-16 13-14 14-15 15-16
технологический
физико-математический 4 7 4 7
естественно-научный
филологический 4 4
социально-гуманитарный
социально-экономический
Химико-биологический 5 6 3 6 2
Общественно-гуманитарный 18 14 17 12 1 2
без профиля 25 25
всего 25 27 31 25 24 29 3 2

 

Полученные результаты (количественные и качественные показатели) и социальные эффекты профориентации и самореализации обучающихся (критерии оценки: когнитивный, социально-психологический; мотивационный; деятельностный):

в результате создания системы профориентационной работы  у обучающихся сформированы предпосылки для их успешного поступления и обучения  учебы в колледжах и вузах, овладении профессией на высоком уровне. По имеющимся сведениям, выпускники активно участвуют в волонтёрской, исследовательской работе в качестве студентов, аспирантов.

Файлы:

  1. Григорьева, Е.Н. Формирование профориентационнной компетентности у учащихся с использованием медиаобразовательных технологий [Текст] / Е. Н. Григорьева, Т. В. Лазуткина // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование ОТ’10 : материалы десятой гор. науч.-практ. конф., 2 апр. 2010 г. . — М. : ИСМО РАО, 2010. — С. 72-76.
  2. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2010. – 493 с.
  3. Ремизов, А. Профориентация: на что способна школа? [Текст] / А. Ремизов // Директор школы: науч.-метод. журн. . — 2011. — № 3. — C. 74-80
  4. Родичев, Н.Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Текст] / Н. Ф. Родичев // Профильная школа : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. — 2010. — № 6(45). — C. 3-10.
  5. Сайтханов, А.Ф. Основы социальной реабилитации и профориентации [Текст]: учеб. пособие / А. Ф. Сайтханов. — Уфа : Изд-во Уфим. фил. ГОУ ВПО «МГГУ», 2010. — 213 с.

Файлы:


Антипова, Ю.Г. Формирование готовности обучающихся к выбору. Направления своей профессиональной деятельности (из опыта работы МБОУ «Гимназия №1 п. Навля») // Материалы областной научно-практической конференции руководителей учреждений образования «Модели социализации и воспитания детей в условиях современного социума» на базе МБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина»

 

Методическая копилка опубликована на сайте гимназии в сети Интернет по адресу: http://navgimnazia1.my1.ru/load/

Файлы:

Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *