Реализация системного и комплексного подходов к профориентации обучающихся с учетом возрастных особенностей школьников

Регион:
Чеченская Республика

Наименование общеобразовательной организации:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Президентский лицей»

Цель:

— оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

— формирование у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии с основной образовательной программой Лицея, а также со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

— реализовать деятельность по профессиональному просвещению обучающихся;

—  реализовать деятельность по профессиональной диагностике обучающихся;

— реализовать деятельность по профессиональному консультированию обучающихся.

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения:

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты): Положение о профориентации, приказы, план работы.

 

Материально-техническое обеспечение: библиотека, медицинский кабинет, кабинет психолога. Периодичность обновления — раз в год.

 

Информационное обеспечение: профессиональные праздники, приглашения на мероприятия: день нефтяника, дни открытых дверей в вузах, колледжах. Публикация материалов на сайте лицея: https://pl-kolibri.edu95.ru/

 

Кадровое обеспечение – 70 %

 

Психологическое и эмоционально-комфортное сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся – 100 %

 

Межведомственное взаимодействие: договор о сотрудничестве с ОАО «Грознефтегаз»

Файлы:

Краткое содержание профориентационной работы

Основные направления работы

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 классы)
Начальный

(Пропедевтический)

 

формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на  посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др. Профориентационные игры

Игровые профориентационные упражнения

основное общее (5-7 классы)
Ознакомительный

(Поисково-зондирующий)

 

дать учащимся первоначальное представление о мире профессий, познакомить с многообразием профессий, сформировать интерес к проблеме выбора профессий. беседы, анкетирование учащихся и родителей, первичная диагностика познавательных интересов учащихся.
Основное общее (8-9 классы)
 Определительный

(Период развития профессионального самоопределения)

 

научить учащихся соотносить свои интересы и склонности с требованиями, которые выдвигает профессия; расширить знания учащихся о мире профессий. цикл профориентационных занятий, экскурсии в профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования; профориентационные игры; беседы с родителями на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
профдиагностические мероприятия

 

среднее общее (10-11 классы)
Развивающий помощь учащимся в самопознании и выборе профессии в соответствии со способностями и личностными качествами консультации по выбору профиля обучения
творческие работы, психологические игры, упражнения на выявление и развитие личностных качеств; индивидуальные консультации, профдиагностические мероприятия

 

 

Содержание программы

Ступень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл)

основное общее

(8-9 кл)

среднее общее (10-11 кл)
Задачи расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослым и организация работы по профессиональному самоопределению. Формировать у школьников положительное отношение к себе, чувство изначальной ценности как индивидуальности, уверенности в своих способностях применительно к реализации себя в будущей профессии. Повысить уровень психологической    компетенции учащихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.

 

Ознакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) Классный час «Профессии наших родителей».

Устный журнал «В мире профессий».

Час общения «Мои любимые увлечения».

Путешествие в мир профессий.

Встречи с представителями разных профессий.

Праздник профессий.

Игра «Все профессии нужны, все профессии важны!»

Экскурсии на предприятия и в учреждения.

Операция «Профессии моих родителей».

Конкурс рисунков (сочинений) «Золотые руки бабушки (дедушки)».

Конкурс юных умельцев.

Конкурс на лучшую поделку.

Конкурс юных дикторов.

Час общения «Кем я хочу стать».

Конкурсная программа, посвящённая пословицам о труде.

Праздник «Славим руки матери».

 

ток-шоу «Портрет профессионала», встречи с людьми разных профессий, ярмарка профессий, диспуты «Профессиональные династии – за и против», конкурсы дизайнеров и т.д. элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов

— информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства

— знакомство с правилами выбора профессии

 

организация элективных курсов и курсов по выбору,

психологические консультации

 

 

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная  работа:

— систематичность и преемственность

— дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся

— оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;

— взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций, социальных партнеров;

— связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в квалифицированных кадрах).

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013 2014 2015
Общее количество выпускников 9-х классов 87 99  100
Количество выпускников профильных классов, всего
Обучение  в 10  классе 47 51 54
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 20 30 16
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена) 20 18 30
Трудоустроившиеся выпускники 0 0

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013 2014 2015
Общее количество выпускников 11-х классов 42 51 54
Количество выпускников профильных классов, всего 42 51 54
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 42 51 54
Трудоустроившиеся выпускники 0 0 0

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников профильных классов

Профили

обучения

Количество выпускников,  поступивших в  профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, чел. Количество  выпускников  профильных классов, поступивших по профилю обучения, чел. Количество трудоустроившихся

выпускников, чел.

в ВУЗы в профессиональные образовательные организации
Учебный год Учебный год Учебный год Учебный год
2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015 2013 2014 2015
технологический 13 51 54 13 51 54 13 51 54 0 0 0
физико-математический 15 10 7 15 10 7 15 10 7 0 0 0
естественно-научный 6 8 13 6 8 13 6 8 13 0 0 0
филологический 4 10 6 4 10 6 4 10 6 0 0 0
социально-гуманитарный 4 12 8 4 12 8 4 12 8 0 0 0
социально-экономический 0 10 20 0 10 20 0 10 20 0 0 0
без профиля 0 1 0 0 1 0 0 1 0 0 0 0
всего 42 51 54 42 51 54 42 51 54 0 0 0

 

 

Файлы:

  1. Григорьева, Е.Н. Формирование профориентационнной компетентности у учащихся с использованием медиаобразовательных технологий [Текст] / Е. Н. Григорьева, Т. В. Лазуткина // Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование ОТ’10 : материалы десятой гор. науч.-практ. конф., 2 апр. 2010 г. . — М. : ИСМО РАО, 2010. — С. 72-76.
  2. Иваницкая, Ю.В. Профориентационная направленность в экологическом образовании [Текст] : (опыт зарубеж. стран) / Ю. В. Иваницкая // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика, практика / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). — СПб.: Тесса, 2010.
  3. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2010. – 493 с.
  4. Ремизов, А. Профориентация: на что способна школа? [Текст] / А. Ремизов // Директор школы: науч.-метод. журн. . — 2011. — № 3. — C. 74-80
  5. Родичев, Н.Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Текст] / Н. Ф. Родичев // Профильная школа : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. — 2010. — № 6(45). — C. 3-10.
  6. Сайтханов, А.Ф. Основы социальной реабилитации и профориентации [Текст]: учеб. пособие / А. Ф. Сайтханов. — Уфа : Изд-во Уфим. фил. ГОУ ВПО «МГГУ», 2010. — 213 с.

Файлы:


Методическая копилка размещена на сайте общеобразовательной организации по адресу: https://pl-kolibri.edu95.ru/front/page/25

Файлы:


Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *