Реализация модели ценностного и профессионального самоопределения обучающихся на базе школьного Центра дополнительного образования

Регион:
Краснодарский край

Наименование общеобразовательной организации:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 6 г. Сочи

Цель:

— построение индивидуальной траектории профессионального самоопределения на основе сценарного подхода;

— разработка и апробация модели ценностного управления самоопределением детей на базе школьного центра дополнительного образования.

Задачи:

  1. Разработать модель ценностного управления самоопределением детей.
  2. Создать на базе гимназии Центр дополнительного образования детей.
  3. Внедрить на базе ЦДО модель ценностного управления самоопределением детей на основе сценарного подхода.
  4. Проанализировать результативность внедрения и скорректировать модель.
  5. Распространить опыт реализации проекта в другие образовательные организации.

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Ступень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое)
начальное общее (1-4 кл) профпросвещение, отбор АНО «НМЦ «Школа нового поколения» формирование кадрового резерва инженерно – технических кадров (Робототехника)
профконсультирование Центр педагогической диагностики и консультирования управления по образованию г. Сочи организационно – правовое, реализация программы «Космическое путешествие»
профотбор МОБУ ДОД Центр внешкольной работы социальное, организационное. Организация работы кружков художественно – эстетического цикла, военно – патриотического направления
профотбор МОБУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий социальное, организационное. Организация работы кружков туристического направления
профотбор спортивные школы г. Сочи социальное, организационное. Организация работы кружков спортивного направления
основное общее (5-7 кл) АНО «НМЦ «Школа нового поколения» формирование кадрового резерва инженерно – технических кадров (Робототехника)
МОБУ ДОД Центр внешкольной работы социальное, организационное. Организация работы кружков художественно – эстетического цикла, военно – патриотического направления
МОБУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий социальное, организационное. Организация работы кружков туристического направления
спортивные школы г. Сочи социальное, организационное. Организация работы кружков спортивного направления
МАУ ДО ЦДО для детей «СИБ» социальное, организационное. Организация деятельности «Лаборатория возможностей»
Центр военно – патриотической и допризывной подготовки молодежи г. Сочи социальное, организационное.
основное общее (8-9 кл) ГБПОУ Краснодарского края «Сочинский профессиональный техникум» социальное
проф НЧОУ СПО «Сочинский финансово – юридический колледж» социальное
профконсультирование, профтестирование Центр занятости населения г. Сочи социальное
профотбор МОБУ ДОД Центр внешкольной работы социальное, организационное. Организация работы кружков художественно – эстетического цикла, военно – патриотического направления
профотбор МОБУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий социальное, организационное. Организация работы кружков туристического направления
профотбор спортивные школы г. Сочи социальное, организационное. Организация работы кружков спортивного направления
профотбор, профтренинги МАУ ДО ЦДО для детей «СИБ» социальное, организационное. Организация деятельности «Лаборатория возможностей», ведение профориентационных кружков
профотбор Центр военно – патриотической и допризывной подготовки молодежи г. Сочи социальное, организационное.
среднее общее (10-11 кл) информационное Санкт – Петербургский государственный экономический университет
исихологическое сопровождение учащихся в выборе профессии СГОО «Центр психологической помощи «Форма жизни» психологическое сопровождение
профпросвещение ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» учебно – методическое
профпросвещение ФГБОУ ВПО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»
профотбор МОБУ ДОД Центр внешкольной работы социальное, организационное. Организация работы кружков художественно – эстетического цикла, военно – патриотического направления
профотбор МОБУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий социальное, организационное. Организация работы кружков туристического направления
профпросвещение спортивные школы г. Сочи социальное, организационное. Организация работы кружков спортивного направления
профпросвещение МАУ ДО ЦДО для детей «СИБ» социальное, организационное. Организация деятельности «Лаборатория возможностей»

 

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения:

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты):

— положение об организации профориентационной работы,

— план организации профориентационной работы,

— положение о центре дополнительного образования гимназии,

— положение о кабинете профориентации,

— положение о совете профориентации,

— должностные инструкции работников гимназии, осуществляющих профориентационную работу (зам.директора по УМР, классный руководитель, психолог),

— приказ о назначении ответственного за организацию профориентационной работы

 

Материально-техническое обеспечение:

предметные кабинеты, кабинеты физики, биологии, химии, с лабораториями, библиотека, актовый зал, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, музей военно-боевой славы, музейная комната по кубановедению, 2 спортивных зала, конференц – зал, уголок профориентации, мультимедийный кабинет профориентации.

Периодичность обновления — 1 раз в год.

 

Информационное обеспечение:

новостная страница  на сайте гимназии, фотографии на странице профориентационной работы на сайте гимназии.

 

Кадровое обеспечение:

педагоги с 1 и высшей квалификационной категорией, 100% повышение квалификации учителей.

Участие кадрового состава в соответствующих семинарах и т.д.:

— выступление зам. директора по УМР Бойко О.Н. на городском семинаре-практикуме «Моделирование педагогической системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях сетевого взаимодействия»;

— выступление директора гимназии О.В. Безверхой на Панорамной дискуссии для директоров г. Сочи «Инновационная деятельность образовательных организаций – ресурс развития системы образования города Сочи»;

— выступление директора гимназии на встрече с педагогами дополнительного образования г. Москвы — финалистов профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы – 2016» с опытом по организации дополнительного образования детей в условиях гимназии, который был наработан в рамках реализации муниципальной инновационной площадки гимназии по профориентационной работе;

— выступление директора на конференции «Московская модель управления образовательными системами» (г. Москва)  опытом организации профориентационной работы на базе центра дополнительного образования;

— организация и проведение городского семинара для зам. директора г. Сочи, отвечающих за профориентационную работу по организации сетевого взаимодействия в рамках профориентационной работы;

— организация и проведение городского семинара для учителей г. Сочи по использованию технологии погружения в уроках профориентационной направленности;

— проект «Модель ценностного управления самоопределением детей на базе школьного центра дополнительного образования» (муниципальная инновационная площадка).

 

Финансовое обеспечение:100 тыс. руб.

 

Психологическое и эмоционально-комфортное  сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся.

Реализация программ:

Программа «Тропинка к своему я»;

Программа «Успех»;

Программа Центра занятости населения г. Сочи «Шаги к профессии»;

Программа Центра занятости населения г. Сочи «Востребованные профессии г. Сочи и Краснодарского края»;

Программа Центра психологической диагностики и коррекции г. Сочи «Дом, в котором я живу»;

Программа Центра психологической помощи «Форма жизни» «Профориентация старшеклассников»

 

Особенности взаимодействия общеобразовательной организации и межшкольных учебно-производственных комбинатов и использованиях их ресурсов для профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях: реализация программ профильного образования, участие в конкурсах и проектах городского уровня, организация курсов профориентационной направленности в рамках дополнительного образования.

Файлы:

Краткое содержание профориентационной работы

Основные направления работы

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 кл)
Учебная деятельность

 

-Формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества.

-Выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения.

— Формирование предпосылок готовности младших школьников к осознанному выбору профессий.

Включение в содержание предметов «Окружающий мир», «Технология» информации о сферах деятельности человека, о различных профессиях.

— Постепенная выработка первоначальных трудовых навыков.

Внеурочная деятельность Профориенатционный курс в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО «Тропинка к своему Я»;

— Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся.

Воспитательная деятельность  -Программа профориентационных занятий в начальной школе «Космическое путешествие»;

— Профориентационная игра «На все руки мастер»;

— Комплекс родительских собраний для 1-4 классов

— Городской конкурс «Вернисаж профессий»

Дополнительное образование Создание условий для широкого выбора учащимися любимого дела Работа центра дополнительного образования гимназии «РОСТоК»
основное общее (5-7 кл)
Учебная деятельность (использование профориентационного потенциала различных учебных предметов)

 

— Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению.

— Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности.

Уроки профориентационной направленности с использованием технологии погружения (в рамках предметов учебного плана)
Внеурочная деятельность Профориенатционный курс в рамках внеурочной деятельности ФГОС ООО «Успех»

— Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках научного-общества учащихся.

Воспитательная деятельность — Комплекс родительских собраний для 5-9 классов;

-«Лаборатория возможностей» (профориентационный практикум);

— Встречи с людьми различных профессий.

— Участие в городской профориентационной игре «Галопом по профессиям»

Дополнительное образование Создание условий для широкого выбора учащимися любимого дела Работа центра дополнительного образования гимназии «РОСТоК»
основное общее (8-9 кл)
Учебная деятельность (использование профориентационного потенциала различных учебных предметов)

 

— Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению.

— Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности.

Уроки профориентационной направленности с использованием технологии погружения (в рамках предметов учебного плана)
Внеурочная деятельность  — Профориенатционный курс в рамках внеурочной деятельности ФГОС ООО «Успех»;

— Профессиональные пробы (обучение на курсах в системе СПО);

— Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках научного-общества учащихся.

Воспитательная деятельность — Комплекс родительских собраний для 5-9 классов;

— Профориентационная игра для подростков «Профателье» (7-9 классы)

— Встречи с людьми различных профессий.

-Программа профориентационной работы в рамках сетевого сотрудничества с Центром занятости населения г. Сочи (профтестирование, профтренинги, профбеседы);

— Экскурсии в образовательные организации начального профессионального и среднего профессионального образования;

— Участие в городской выставке – ярмарке «Сделай свой выбор»

— Участие в профориентационном конкурсе «Я – граница – таможня»

— Участие в городском проекте «Кулинарный клуб»

Дополнительное образование Создание условий для широкого выбора учащимися любимого дела Работа центра дополнительного образования гимназии «РОСТоК». Курсы профориентационной направленности (профессиональные пробы)

— «Кулинарный клуб»;

— «Ландшафтный дизайн»;

— «Косметология»

среднее общее (10-11 кл)
Учебная деятельность (использование профориентационного потенциала различных учебных предметов)

 

— Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению.

— Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности.

Уроки профориентационной направленности с использованием технологии погружения (в рамках предметов учебного плана)
Внеурочная деятельность   — Профессиональные пробы (обучение на курсах в системе НПО, СПО);

— Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках научного-общества учащихся.

Воспитательная деятельность — Комплекс родительских собраний, тренингов для 10-11 классов;

— Встречи с людьми различных профессий.

-Программа профориентационной работы в рамках сетевого сотрудничества с Центром занятости населения г. Сочи (профтестирование, профтренинги, профбеседы);

— Экскурсии в образовательные организации начального профессионального и среднего профессионального образования;

— Участие в городской выставке – ярмарке «Сделай свой выбор»;

— участие в городском проекте «Педагогические кадры»

— участие в городской профориентационной игре «Новый город»

— Экскурсии на предприятия

 

Дополнительное образование Создание условий для широкого выбора учащимися любимого дела Работа центра дополнительного образования гимназии «РОСТоК». Курсы профориентационной направленности (профессиональные пробы)

— «Кулинарный клуб»;

— «Ландшафтный дизайн»;

— «Косметология»

 

Содержание программы

 

Ступень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл)

основное общее

(8-9 кл)

среднее общее (10-11 кл)
Задачи
Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) Игровые формы Лаборатория возможностей Профтестирование

Профбеседы

Профтренинги

Экскурсии в СПО

Занятия в СПО (профпробы)

 — Игровая профориентационная викторина «Кто хочет стать фармацевтом»

— Интерактивная игра «Школа правовых знаний»

 

 

 

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная  работа:

— принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;

— принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии;

 — принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое;

 — принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

 

Соотношение базовой и вариативной частей программ профориентации для учащихся: 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классах 10%

 

Удельный вес авторских программ в общем объеме реализуемых программ: 10 %

 

Доля программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, а также дальнейшее содействие в их совершенствовании в общем объеме реализуемых программ: 10%.

 

Наличие профильных предметов, факультативов, спецкурсов, элективных курсов и др.

начальное общее (1-4 кл) Курс в рамках ФГОС НОО «Тропинка к своему Я»
основное общее (5-7 кл) — Изучение русского языка, английского языка на дополнительном (углубленном уровне)

— Спецкурс «Русская словесность»

— Курс в рамках ФГОС ООО «Успех»

основное общее (8-9 кл) — Изучение русского языка, английского языка на дополнительном (углубленном уровне)

— Спецкурс «Русская словесность»

— Курс в рамках ФГОС ООО «Успех»

среднее общее (10-11 кл) Гуманитарный профиль.

Профильные предметы: русский язык, английский язык. Элективные курсы: «Риторика и стилистика», «Технология текстовой деятельности», «Основы православной культуры», «Основы исследовательской деятельности», «Избранные вопросы математики», «Учебные проекты с использованием ИКТ»

Социально – гуманитарный профиль.

Профильные предметы: русский язык, обществознание. Элективные курсы: «Риторика и стилистика», «Основы предпринимательской деятельности», «Основы православной культуры», «Основы исследовательской деятельности», «Избранные вопросы математики», «Основы финансовой грамотности»

 

Психологическое сопровождение

Реализация программ:

Программа «Тропинка к своему я»;

Программа «Успех»;

Программа Центра занятости населения г. Сочи «Шаги к профессии»;

Программа Центра занятости населения г. Сочи «Востребованные профессии г. Сочи и Краснодарского края»;

Программа Центра психологической диагнстики и коррекции г. Сочи «Дом, в котором я живу»;

Программа Центра психологической помощи «Форма жизни» «Профориентация старшеклассников»

Методики:

* Анкета самоопределения. Она служит для первичной оценки готовности подростка к выбору профессии и активизации профессионального самоопределения.

* Одно из двух. В методике «Одно из двух» объединены две типологии По Климову и по Холланду. В методике сравниваются пары профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному предмету труда по Климову.

* «Профиль» (методика А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Методика состоит из пятидесяти вопросов, относящихся к десяти видам возможных направлений профессиональной деятельности: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело.

* Опросник профессиональных склонностей (методики Л. А. Йовайши в модификации Г. Резапкиной). Вопросы методики выявляют характер профессиональных склонностей, предпочтений.

* Профессиональные склонности и интересы «или-или» (методика в модификации Г. Резапкиной). Состоит из 20 вопросов, которые направлены на изучение предпочтений в профессиональной сфере (человек-человек, человек-знак, человек-техника и т.д).

 

Формы участия родителей/законных представителей, обучающихся в профориентационных мероприятиях общеобразовательных организаций

Классные часы, беседы о профессиях, презентация своих профессий, экскурсии родителей – представителей профессий на предприятиях.

 

Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов)

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2014 2015 2016
Общее количество выпускников 9-х классов 106 91 127
Количество выпускников профильных классов, всего 106 91 127
Обучение  в 10  классе 58 37 47
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 6
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена) 42 54 80
Трудоустроившиеся выпускники

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2014 2015 2016
Общее количество выпускников 11-х классов 58 36 53
Количество выпускников профильных классов, всего 58 36 53
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 3 3 8
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 54 33 41
Трудоустроившиеся выпускники 1 0 4

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников профильных классов

Профили

обучения

Количество выпускников,  поступивших в  профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, чел. Количество  выпускников  профильных классов, поступивших по профилю обучения, чел. Количество трудоустроившихся

выпускников, чел.

в ВУЗы в профессиональные образовательные организации
Учебный год Учебный год Учебный год Учебный год
2014 2015 2016
технологический 8 5 7
физико-математический 5 3 3
естественно-научный 5 3 3
филологический 4 2 4 4 2 4
социально-гуманитарный 9 6 9 9 6 9
социально-экономический 12 10 9 12 7 9
без профиля 11 7 6 3 3 3 1 0 4
всего 57 33 41

Файлы:

  1. Белоусов, А.Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Е. Белоусов; [Место защиты: Федеральный ин-т развития образования]. — Москва, 2016. — 27 с.
  2. Горбунова, М.В. 333 современные профессии и специальности [Текст]: 111 информ. профессиограмм / М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — 441 с.
  3. Имангожина, О.З. Методика профессионального ориентирования школьников в условиях информатизации образования [Текст]: монография / О.З. Имангожина; Рос. акад. естествознания, Изд. дом Академии естествознания, Нац. акад. образования им. И. Алтынсарина. — М.: Акад. естествознания, 2015. — 147 с
  4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000-Педагогика и психология, 031300-Соц. педагогика, 033400 -Педагогика / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2010. – 301 с.
  5. Мишина, Н.В. Формирование профессиональной ориентации подростков средствами художественно-проективной деятельности в условиях дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / Н. В. Мишина ; [Место защиты: Казанский гос. ин-т культуры]. — Казань, 2016. — 23 с.
  6. Скрипова, Н.Е. Аксиологическая концепция ориентации школьников на рабочие профессии [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н. Е. Скрипова; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т. им. К. Л. Хетагурова]. — Владикавказ, 2016. — 46 с.

Файлы:


Периодические издания

  1. «Пути социализации и адаптации одаренных учащихся при переходе из младшего звена обучения в среднее звено обучения». Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2012г.
  2. Элективный курс «Технология обучения текстовой деятельности». Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2013г.
  3. «Реализация современных требований к образованию». Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2013г.
  4. Программа по курсу «Технология речевого общения». Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2013г.

 

Интернет-ресурсы

  1. Видеоролик о гимназии

https://www.youtube.com/watch?v=27q1QMQQvv0&t=3s

  1. Видеовыступление хора гимназии (результат работы центра дополнительного образования)

https://www.youtube.com/watch?v=sBuCIf5X6Gg

  1. Итоги всероссийского проекта «Самбо в школу» (результат работы центра дополнительного образования в гимназии».

https://www.youtube.com/watch?v=wiKn9U0780o

  1. Ссылка на новостную ленту «Эфкате»

http://efcate.com/show_news__/2013/12/20/180957

Файлы:

Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *