Регион:
Краснодарский край
Наименование общеобразовательной организации:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 6 г. Сочи
Цель:
— построение индивидуальной траектории профессионального самоопределения на основе сценарного подхода;
— разработка и апробация модели ценностного управления самоопределением детей на базе школьного центра дополнительного образования.
Задачи:
- Разработать модель ценностного управления самоопределением детей.
- Создать на базе гимназии Центр дополнительного образования детей.
- Внедрить на базе ЦДО модель ценностного управления самоопределением детей на основе сценарного подхода.
- Проанализировать результативность внедрения и скорректировать модель.
- Распространить опыт реализации проекта в другие образовательные организации.
Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе
Ступень образования | Тип профориентационной работы | Партнеры (указать) | Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое) |
начальное общее (1-4 кл) | профпросвещение, отбор | АНО «НМЦ «Школа нового поколения» | формирование кадрового резерва инженерно – технических кадров (Робототехника) |
профконсультирование | Центр педагогической диагностики и консультирования управления по образованию г. Сочи | организационно – правовое, реализация программы «Космическое путешествие» | |
профотбор | МОБУ ДОД Центр внешкольной работы | социальное, организационное. Организация работы кружков художественно – эстетического цикла, военно – патриотического направления | |
профотбор | МОБУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий | социальное, организационное. Организация работы кружков туристического направления | |
профотбор | спортивные школы г. Сочи | социальное, организационное. Организация работы кружков спортивного направления | |
основное общее (5-7 кл) | АНО «НМЦ «Школа нового поколения» | формирование кадрового резерва инженерно – технических кадров (Робототехника) | |
МОБУ ДОД Центр внешкольной работы | социальное, организационное. Организация работы кружков художественно – эстетического цикла, военно – патриотического направления | ||
МОБУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий | социальное, организационное. Организация работы кружков туристического направления | ||
спортивные школы г. Сочи | социальное, организационное. Организация работы кружков спортивного направления | ||
МАУ ДО ЦДО для детей «СИБ» | социальное, организационное. Организация деятельности «Лаборатория возможностей» | ||
Центр военно – патриотической и допризывной подготовки молодежи г. Сочи | социальное, организационное. | ||
основное общее (8-9 кл) | ГБПОУ Краснодарского края «Сочинский профессиональный техникум» | социальное | |
проф | НЧОУ СПО «Сочинский финансово – юридический колледж» | социальное | |
профконсультирование, профтестирование | Центр занятости населения г. Сочи | социальное | |
профотбор | МОБУ ДОД Центр внешкольной работы | социальное, организационное. Организация работы кружков художественно – эстетического цикла, военно – патриотического направления | |
профотбор | МОБУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий | социальное, организационное. Организация работы кружков туристического направления | |
профотбор | спортивные школы г. Сочи | социальное, организационное. Организация работы кружков спортивного направления | |
профотбор, профтренинги | МАУ ДО ЦДО для детей «СИБ» | социальное, организационное. Организация деятельности «Лаборатория возможностей», ведение профориентационных кружков | |
профотбор | Центр военно – патриотической и допризывной подготовки молодежи г. Сочи | социальное, организационное. | |
среднее общее (10-11 кл) | информационное | Санкт – Петербургский государственный экономический университет | |
исихологическое сопровождение учащихся в выборе профессии | СГОО «Центр психологической помощи «Форма жизни» | психологическое сопровождение | |
профпросвещение | ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет» | учебно – методическое | |
профпросвещение | ФГБОУ ВПО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» | ||
профотбор | МОБУ ДОД Центр внешкольной работы | социальное, организационное. Организация работы кружков художественно – эстетического цикла, военно – патриотического направления | |
профотбор | МОБУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий | социальное, организационное. Организация работы кружков туристического направления | |
профпросвещение | спортивные школы г. Сочи | социальное, организационное. Организация работы кружков спортивного направления | |
профпросвещение | МАУ ДО ЦДО для детей «СИБ» | социальное, организационное. Организация деятельности «Лаборатория возможностей» |
Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения:
Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты):
— положение об организации профориентационной работы,
— план организации профориентационной работы,
— положение о центре дополнительного образования гимназии,
— положение о кабинете профориентации,
— положение о совете профориентации,
— должностные инструкции работников гимназии, осуществляющих профориентационную работу (зам.директора по УМР, классный руководитель, психолог),
— приказ о назначении ответственного за организацию профориентационной работы
Материально-техническое обеспечение:
предметные кабинеты, кабинеты физики, биологии, химии, с лабораториями, библиотека, актовый зал, медицинский кабинет, стоматологический кабинет, музей военно-боевой славы, музейная комната по кубановедению, 2 спортивных зала, конференц – зал, уголок профориентации, мультимедийный кабинет профориентации.
Периодичность обновления — 1 раз в год.
Информационное обеспечение:
новостная страница на сайте гимназии, фотографии на странице профориентационной работы на сайте гимназии.
Кадровое обеспечение:
педагоги с 1 и высшей квалификационной категорией, 100% повышение квалификации учителей.
Участие кадрового состава в соответствующих семинарах и т.д.:
— выступление зам. директора по УМР Бойко О.Н. на городском семинаре-практикуме «Моделирование педагогической системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях сетевого взаимодействия»;
— выступление директора гимназии О.В. Безверхой на Панорамной дискуссии для директоров г. Сочи «Инновационная деятельность образовательных организаций – ресурс развития системы образования города Сочи»;
— выступление директора гимназии на встрече с педагогами дополнительного образования г. Москвы — финалистов профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы – 2016» с опытом по организации дополнительного образования детей в условиях гимназии, который был наработан в рамках реализации муниципальной инновационной площадки гимназии по профориентационной работе;
— выступление директора на конференции «Московская модель управления образовательными системами» (г. Москва) опытом организации профориентационной работы на базе центра дополнительного образования;
— организация и проведение городского семинара для зам. директора г. Сочи, отвечающих за профориентационную работу по организации сетевого взаимодействия в рамках профориентационной работы;
— организация и проведение городского семинара для учителей г. Сочи по использованию технологии погружения в уроках профориентационной направленности;
— проект «Модель ценностного управления самоопределением детей на базе школьного центра дополнительного образования» (муниципальная инновационная площадка).
Финансовое обеспечение:100 тыс. руб.
Психологическое и эмоционально-комфортное сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся.
Реализация программ:
Программа «Тропинка к своему я»;
Программа «Успех»;
Программа Центра занятости населения г. Сочи «Шаги к профессии»;
Программа Центра занятости населения г. Сочи «Востребованные профессии г. Сочи и Краснодарского края»;
Программа Центра психологической диагностики и коррекции г. Сочи «Дом, в котором я живу»;
Программа Центра психологической помощи «Форма жизни» «Профориентация старшеклассников»
Особенности взаимодействия общеобразовательной организации и межшкольных учебно-производственных комбинатов и использованиях их ресурсов для профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях: реализация программ профильного образования, участие в конкурсах и проектах городского уровня, организация курсов профориентационной направленности в рамках дополнительного образования.
Файлы:
Краткое содержание профориентационной работы
Основные направления работы
Направление | Цель | Формы работы |
начальное общее (1-4 кл) | ||
Учебная деятельность
|
-Формирование позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности; устойчивого интереса к миру труда и профессий; элементарных представлений о многообразии профессий и о роли современного производства в жизни человека и общества.
-Выработка ценностно-мотивационных основ саморазвития и самоопределения. — Формирование предпосылок готовности младших школьников к осознанному выбору профессий. |
Включение в содержание предметов «Окружающий мир», «Технология» информации о сферах деятельности человека, о различных профессиях.
— Постепенная выработка первоначальных трудовых навыков. |
Внеурочная деятельность | Профориенатционный курс в рамках внеурочной деятельности ФГОС НОО «Тропинка к своему Я»;
— Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках научного общества учащихся. |
|
Воспитательная деятельность | -Программа профориентационных занятий в начальной школе «Космическое путешествие»;
— Профориентационная игра «На все руки мастер»; — Комплекс родительских собраний для 1-4 классов — Городской конкурс «Вернисаж профессий» |
|
Дополнительное образование | Создание условий для широкого выбора учащимися любимого дела | Работа центра дополнительного образования гимназии «РОСТоК» |
основное общее (5-7 кл) | ||
Учебная деятельность (использование профориентационного потенциала различных учебных предметов)
|
— Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению.
— Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности. |
Уроки профориентационной направленности с использованием технологии погружения (в рамках предметов учебного плана) |
Внеурочная деятельность | Профориенатционный курс в рамках внеурочной деятельности ФГОС ООО «Успех»
— Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках научного-общества учащихся. |
|
Воспитательная деятельность | — Комплекс родительских собраний для 5-9 классов;
-«Лаборатория возможностей» (профориентационный практикум); — Встречи с людьми различных профессий. — Участие в городской профориентационной игре «Галопом по профессиям» |
|
Дополнительное образование | Создание условий для широкого выбора учащимися любимого дела | Работа центра дополнительного образования гимназии «РОСТоК» |
основное общее (8-9 кл) | ||
Учебная деятельность (использование профориентационного потенциала различных учебных предметов)
|
— Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению.
— Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности. |
Уроки профориентационной направленности с использованием технологии погружения (в рамках предметов учебного плана) |
Внеурочная деятельность | — Профориенатционный курс в рамках внеурочной деятельности ФГОС ООО «Успех»;
— Профессиональные пробы (обучение на курсах в системе СПО); — Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках научного-общества учащихся. |
|
Воспитательная деятельность | — Комплекс родительских собраний для 5-9 классов;
— Профориентационная игра для подростков «Профателье» (7-9 классы) — Встречи с людьми различных профессий. -Программа профориентационной работы в рамках сетевого сотрудничества с Центром занятости населения г. Сочи (профтестирование, профтренинги, профбеседы); — Экскурсии в образовательные организации начального профессионального и среднего профессионального образования; — Участие в городской выставке – ярмарке «Сделай свой выбор» — Участие в профориентационном конкурсе «Я – граница – таможня» — Участие в городском проекте «Кулинарный клуб» |
|
Дополнительное образование | Создание условий для широкого выбора учащимися любимого дела | Работа центра дополнительного образования гимназии «РОСТоК». Курсы профориентационной направленности (профессиональные пробы)
— «Кулинарный клуб»; — «Ландшафтный дизайн»; — «Косметология» |
среднее общее (10-11 кл) | ||
Учебная деятельность (использование профориентационного потенциала различных учебных предметов)
|
— Формирование готовности к саморазвитию и самоопределению.
— Формирование успешного опыта создания полезных продуктов в результате практической деятельности и на этой основе мотива стремления к успеху в деятельности. |
Уроки профориентационной направленности с использованием технологии погружения (в рамках предметов учебного плана) |
Внеурочная деятельность | — Профессиональные пробы (обучение на курсах в системе НПО, СПО);
— Организация проектной и исследовательской деятельности в рамках научного-общества учащихся. |
|
Воспитательная деятельность | — Комплекс родительских собраний, тренингов для 10-11 классов;
— Встречи с людьми различных профессий. -Программа профориентационной работы в рамках сетевого сотрудничества с Центром занятости населения г. Сочи (профтестирование, профтренинги, профбеседы); — Экскурсии в образовательные организации начального профессионального и среднего профессионального образования; — Участие в городской выставке – ярмарке «Сделай свой выбор»; — участие в городском проекте «Педагогические кадры» — участие в городской профориентационной игре «Новый город» — Экскурсии на предприятия
|
|
Дополнительное образование | Создание условий для широкого выбора учащимися любимого дела | Работа центра дополнительного образования гимназии «РОСТоК». Курсы профориентационной направленности (профессиональные пробы)
— «Кулинарный клуб»; — «Ландшафтный дизайн»; — «Косметология» |
Содержание программы
Ступень образования | ||||
Индикаторы | начальное общее
(1-4 кл.) |
основное общее
(5-7 кл) |
основное общее
(8-9 кл) |
среднее общее (10-11 кл) |
Задачи | ||||
Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) | Игровые формы | Лаборатория возможностей | Профтестирование
Профбеседы Профтренинги Экскурсии в СПО Занятия в СПО (профпробы) |
— Игровая профориентационная викторина «Кто хочет стать фармацевтом»
— Интерактивная игра «Школа правовых знаний» |
Общие принципы, на которых строится профориентационная работа:
— принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу;
— принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии;
— принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое;
— принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.
Соотношение базовой и вариативной частей программ профориентации для учащихся: 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классах 10%
Удельный вес авторских программ в общем объеме реализуемых программ: 10 %
Доля программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, а также дальнейшее содействие в их совершенствовании в общем объеме реализуемых программ: 10%.
Наличие профильных предметов, факультативов, спецкурсов, элективных курсов и др.
начальное общее (1-4 кл) | Курс в рамках ФГОС НОО «Тропинка к своему Я» |
основное общее (5-7 кл) | — Изучение русского языка, английского языка на дополнительном (углубленном уровне)
— Спецкурс «Русская словесность» — Курс в рамках ФГОС ООО «Успех» |
основное общее (8-9 кл) | — Изучение русского языка, английского языка на дополнительном (углубленном уровне)
— Спецкурс «Русская словесность» — Курс в рамках ФГОС ООО «Успех» |
среднее общее (10-11 кл) | Гуманитарный профиль.
Профильные предметы: русский язык, английский язык. Элективные курсы: «Риторика и стилистика», «Технология текстовой деятельности», «Основы православной культуры», «Основы исследовательской деятельности», «Избранные вопросы математики», «Учебные проекты с использованием ИКТ» Социально – гуманитарный профиль. Профильные предметы: русский язык, обществознание. Элективные курсы: «Риторика и стилистика», «Основы предпринимательской деятельности», «Основы православной культуры», «Основы исследовательской деятельности», «Избранные вопросы математики», «Основы финансовой грамотности» |
Психологическое сопровождение
Реализация программ:
Программа «Тропинка к своему я»;
Программа «Успех»;
Программа Центра занятости населения г. Сочи «Шаги к профессии»;
Программа Центра занятости населения г. Сочи «Востребованные профессии г. Сочи и Краснодарского края»;
Программа Центра психологической диагнстики и коррекции г. Сочи «Дом, в котором я живу»;
Программа Центра психологической помощи «Форма жизни» «Профориентация старшеклассников»
Методики:
* Анкета самоопределения. Она служит для первичной оценки готовности подростка к выбору профессии и активизации профессионального самоопределения.
* Одно из двух. В методике «Одно из двух» объединены две типологии По Климову и по Холланду. В методике сравниваются пары профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному предмету труда по Климову.
* «Профиль» (методика А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной). Методика состоит из пятидесяти вопросов, относящихся к десяти видам возможных направлений профессиональной деятельности: физика и математика; химия и биология; радиотехника и электроника; механика и конструирование; география и геология; литература и искусство; история и политика; педагогика и медицина; предпринимательство и домоводство; спорт и военное дело.
* Опросник профессиональных склонностей (методики Л. А. Йовайши в модификации Г. Резапкиной). Вопросы методики выявляют характер профессиональных склонностей, предпочтений.
* Профессиональные склонности и интересы «или-или» (методика в модификации Г. Резапкиной). Состоит из 20 вопросов, которые направлены на изучение предпочтений в профессиональной сфере (человек-человек, человек-знак, человек-техника и т.д).
Формы участия родителей/законных представителей, обучающихся в профориентационных мероприятиях общеобразовательных организаций
Классные часы, беседы о профессиях, презентация своих профессий, экскурсии родителей – представителей профессий на предприятиях.
Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов)
Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.
Показатель | Учебный год | ||
2014 | 2015 | 2016 | |
Общее количество выпускников 9-х классов | 106 | 91 | 127 |
Количество выпускников профильных классов, всего | 106 | 91 | 127 |
Обучение в 10 классе | 58 | 37 | 47 |
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) | 6 | — | — |
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена) | 42 | 54 | 80 |
Трудоустроившиеся выпускники | — | — | — |
Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.
Показатель | Учебный год | ||
2014 | 2015 | 2016 | |
Общее количество выпускников 11-х классов | 58 | 36 | 53 |
Количество выпускников профильных классов, всего | 58 | 36 | 53 |
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования | 3 | 3 | 8 |
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета | 54 | 33 | 41 |
Трудоустроившиеся выпускники | 1 | 0 | 4 |
Результаты Мониторинга занятости выпускников профильных классов
Профили
обучения |
Количество выпускников, поступивших в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, чел. | Количество выпускников профильных классов, поступивших по профилю обучения, чел. | Количество трудоустроившихся
выпускников, чел. |
|||||||||
в ВУЗы | в профессиональные образовательные организации | |||||||||||
Учебный год | Учебный год | Учебный год | Учебный год | |||||||||
2014 | 2015 | 2016 | ||||||||||
технологический | 8 | 5 | 7 | |||||||||
физико-математический | 5 | 3 | 3 | |||||||||
естественно-научный | 5 | 3 | 3 | |||||||||
филологический | 4 | 2 | 4 | 4 | 2 | 4 | ||||||
социально-гуманитарный | 9 | 6 | 9 | 9 | 6 | 9 | ||||||
социально-экономический | 12 | 10 | 9 | 12 | 7 | 9 | ||||||
без профиля | 11 | 7 | 6 | 3 | 3 | 3 | 1 | 0 | 4 | |||
всего | 57 | 33 | 41 |
Файлы:
- Белоусов, А.Е. Организационно-педагогические условия непрерывности сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Е. Белоусов; [Место защиты: Федеральный ин-т развития образования]. — Москва, 2016. — 27 с.
- Горбунова, М.В. 333 современные профессии и специальности [Текст]: 111 информ. профессиограмм / М. В. Горбунова, Е. В. Кирилюк. — Ростов н/Д.: Феникс, 2010. — 441 с.
- Имангожина, О.З. Методика профессионального ориентирования школьников в условиях информатизации образования [Текст]: монография / О.З. Имангожина; Рос. акад. естествознания, Изд. дом Академии естествознания, Нац. акад. образования им. И. Алтынсарина. — М.: Акад. естествознания, 2015. — 147 с
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000-Педагогика и психология, 031300-Соц. педагогика, 033400 -Педагогика / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2010. – 301 с.
- Мишина, Н.В. Формирование профессиональной ориентации подростков средствами художественно-проективной деятельности в условиях дополнительного образования [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.05 / Н. В. Мишина ; [Место защиты: Казанский гос. ин-т культуры]. — Казань, 2016. — 23 с.
- Скрипова, Н.Е. Аксиологическая концепция ориентации школьников на рабочие профессии [Текст]: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01 / Н. Е. Скрипова; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т. им. К. Л. Хетагурова]. — Владикавказ, 2016. — 46 с.
Файлы:
Периодические издания
- «Пути социализации и адаптации одаренных учащихся при переходе из младшего звена обучения в среднее звено обучения». Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2012г.
- Элективный курс «Технология обучения текстовой деятельности». Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2013г.
- «Реализация современных требований к образованию». Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2013г.
- Программа по курсу «Технология речевого общения». Журнал для руководителей образовательных учреждений и специалистов в области управления образованием «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования», 2013г.
Интернет-ресурсы
- Видеоролик о гимназии
https://www.youtube.com/watch?v=27q1QMQQvv0&t=3s
- Видеовыступление хора гимназии (результат работы центра дополнительного образования)
https://www.youtube.com/watch?v=sBuCIf5X6Gg
- Итоги всероссийского проекта «Самбо в школу» (результат работы центра дополнительного образования в гимназии».
https://www.youtube.com/watch?v=wiKn9U0780o
- Ссылка на новостную ленту «Эфкате»
http://efcate.com/show_news__/2013/12/20/180957
Файлы: