Профориентация обучающихся средствами проектной деятельности в условиях комплексного взаимодействия с социальными партнерами

Цель:

профессиональное самоопределение учащихся в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

— реализовать деятельность по профессиональному просвещению обучающихся;

—  реализовать деятельность по профессиональной диагностике обучающихся;

— реализовать деятельность по профессиональному консультированию обучающихся.

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Уровень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое)
начальное общее (1-4 кл) Профпросвещение

 

основное общее (5-7 кл) Профпросвещение

Профконсультация

Профдиагностика

 

основное общее (8-9 кл) Профпросвещение

Профконсультация

Профдиагностика

Профессиография

Элективные

курсы «Профессиональное самоопределение»

 

среднее общее (10-11 кл) Профпросвещение

Профессиография

Элективные

курсы «Профессиональное самоопределение»

Профильные классы:

«Роснефть-класс», -«Информационно-технологический», «Естественнонаучный» (медицинский) класс

 

 

 

— ООО «РН-Северная нефть»;

-ГБОУ ВПО «Ухтинский государственный технический университет»;

— ГБУЗ РК «УЦРБ»;

-ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет»;

— ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский академический университет»;

-Компания «Шлюмберже»

Социальное

Профориентационная работа в «Роснефть-классах» осуществляется через организацию экскурсий на производственные объекты ООО «РН-Северная нефть», в филиал УГТУ в г. Усинске, классных часов по профориентации с привлечением специалистов компании, профориентационные поездки в г. Москва и посещение головного офиса ОАО «НК «Роснефть» и ВУЗов, подготавливающих специалистов нефтяной и газовой промышленности (РГУ нефти и газа им. Губкина, МГУ им. Ломоносова (геологический факультет)), командообразующие тренинги для учащихся с привлечением специалистов из г. Санкт-Петербург.

 

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения:

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты): План работы, должностные инструкции, приказы по организации профориентационной работы, приказы по итогам учебного года, приказы по Декаде профориентации

% обеспеченности (от 0 до 100%) 100%.

 

Материально-техническое  обеспечение (обеспеченность предметными кабинетами, лабораториями, мастерскими, школьными цехами/участками/предприятиями; библиотека, медицинский кабинет, наличие уголка (кабинета) по профориентации, кабинет психолога, т.п. )

Кабинеты, лаборатории, мастерские, библиотека, медицинский кабинет, уголок (кабинета) по профориентации, кабинет психолога

% обеспеченности (от 0 до 100%) 100%.

 

Информационное обеспечение: освещение мероприятий в школьной газете, в новостной ленте на официальном сайте общеобразовательной организации, в СМИ

% обеспеченности (от 0 до 100%) 100%.

 

Кадровое обеспечение.

В общеобразовательной организации созданы условия по организации своевременной курсовой подготовки педагогов в соответствии с требованиями законодательства.

% обеспеченности (от 0 до 100%) 100%.

 

Финансовое обеспечение

В рамках муниципальной программы «Развитие образования в 2015 -2017гг. и на период до 2020 г.» осуществляется финансирование на модернизацию материально-технического обеспечения  кабинетов технологии, кабинетов профориентации и приобретение учебно-методических пособий по профориентации.

 

Психологическое и эмоционально-комфортное  сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся.

В течение учебного года проводится комплекс диагностических мероприятий со всеми участниками образовательных отношений в групповой и индивидуальной форме, сочетающих профконсультирование и профтренинги.  Общеобразовательная организация оборудована сенсорной комнатой

 

Порядок организации межведомственного взаимодействия (наличие договоров о сотрудничестве, с какими организациями, типы сотрудничества)

— Договор о сетевом взаимодействии от «01» октября 2016 г. ГПОУ «Усинский политехнический техникум»

— Договор №2180016/0855Д о совместной деятельности по организации «Роснефть-классов» от «01» сентября 2016 г. ООО «РН-Северная нефть»

— Договор №109/16 от «15» марта 2016 г. о сотрудничестве ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский академический университет»

— Договор №45 от «09» января 2016 г. о сотрудничестве Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ.

Особенности взаимодействия общеобразовательной организации и межшкольных учебно-производственных комбинатов и использованиях их ресурсов для  профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях 

Заключен договор с ГПОУ «Усинский политехнический техникум» по профессиональному обучению учащихся 10-х классов по программам подготовки 18511 «Слесарь по ремонту автомобилей» и 034700.03 «Делопроизводитель».

Файлы:

Структура работы по профориентации обучающихся включает:

  • профильный класс довузовской подготовки — «Роснефть-класс». Проект реализуется при организационной и финансовой поддержке дочернего предприятия ОАО «Роснефть» в Республике Коми — ООО «РН-Северная нефть»;
  • профильный информационно-технологический класс;
  • профильный естественнонаучный (медицинский) класс (проект реализуется при содействии ГБУЗ РК «УЦРБ»);
  • информатизацию исследовательской деятельности учащихся в области точных и естественных наук — программа SEED. Проект реализуется при поддержке технологической компании «Шлюмберже».

 

Основные направления работы

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 кл)
Профпросвещение Расширение знаний о мире профессий Мероприятия с использованием разных видов игр, активизирующих методик, фрагментов из художественных и мультипликационных фильмов, музыки, литературы, примеров из жизни, наглядных пособий.
основное общее (5-7 кл)
Профпросвещение

Профконсультация

Профдиагностика

 

Формирование профессиональных намерений, осознания своих интересов, способностей, связанных с выбором профессии Профориентационная работа проходит совместно  с педагогом-психологом, в рамках проведения совместных мероприятий с родителями (законными представителями) учащихся: диагностика, консультирование, тренинги, лектории, групповые и индивидуальные консультации.

Работа с учащимися ведется по тематическим программам: «Выбор профессии — путь к успеху», «Шаг в будущее», «Я и мир вокруг меня», «Новое поколение».

основное общее (8-9 кл)
Профпросвещение

Профконсультация

Профдиагностика

Профессиография

Элективные

курсы «Профессиональное самоопределение»

 

Выбор будущей профессии- формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора Форма работы: занятия, встречи со специалистами разных профессий, экскурсии, тренинги, круглые столы, деловые игры; диагностика способностей, возможностей и интересов ребенка.
среднее общее (10-11 кл)
Профпросвещение

Профессиография

Элективные

курсы «Профессиональное самоопределение»

Профильные классы:

«Роснефть-класс», -«Информационно-технологический», «Естественнонаучный» (медицинский) класс

 

 

Профессиональный выбор будущей профессии- повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры  Профессиональные пробы, встречи со специалистами, практические занятия по составлению профессиограммы, резюме, элективные курсы, проектная деятельность, профориентационные уроки.

 

Содержание программы

Уровень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл)

основное общее

(8-9 кл)

среднее общее

(10-11 кл)

Задачи Развитие мотивации к учебе и труду. Побуждение к выработке индивидуальных способов продуктивной деятельности, самооценке, приобретению опыта общения Способствовать формированию у учащихся потребности в профессиональном самоопределении в соответствии с интересами, способностями и возможностями личности.

Расширить представления учащихся о профессиях и их содержании

Ознакомление с основами правильного выбора профессии.

Развитие качеств, необходимых для овладения разными профессиями.

Формирование знаний и умений в рамках выбранной профессии.

 

Формы проведения программ профориентации

(активные, интерактивные)

Кружки по интересам,

экскурсии,

сюжетно-ролевые игры,

мини-проекты,

конкурсы

Кружки по интересам,

проектная деятельность,

игры и упражнения,

экскурсии,

тематические кинолектории, мастер- классы,

конкурсы

Элективные курсы,

лагерь труда и отдыха на базе ОО,

проектная деятельность,

тренинги,

дни открытых дверей,

профпробы,

видеопрофессиограммы,

вебинары,

онлайн-трансляции встреч с представителями УВПО и УСПО

Профильное обучение,

элективные курсы,

УПК,

тренинги,

профпробы,

проектная деятельность,

дни открытых дверей,

видеопрофессиограммы,

вебинары,

онлайн-трансляции встреч с представителями УВПО и УСПО

 

 

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная  работа:

1) систематичность и преемственность;

2) дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов;

3) оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями (законными представителями);

4) взаимосвязь общеобразовательной организации, семьи, УВПО и УСПО, центра занятости, градообразующих предприятий;

5) связь профориентации с жизнью (потребность в квалифицированных кадрах, востребованность профессий на рынке труда).

 

Соотношение базовой и вариативной частей программ профориентации для учащихся 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов. Реализация образовательных программ профориентационной направленности в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет 20 %.

 

Формы работы по выявлению и поддержке одаренных детей:

— работа кружков, изостудии, спортивных секций;

— предпрофильные и элективные курсы;

— углубленное и профильное изучение предметов;

—  индивидуальные и групповые консультации;

— индивидуальное сопровождение исследовательской, проектно-исследовательской деятельности учащихся.

— декады научно-методических кафедр, где подводятся итоги сотрудничества педагогов и учащихся в форме интеллектуальных игр, КВН, вечеров, выставок, спортивных соревнований и др.

 

Наличие профильных предметов, факультативов спецкурсов, элективных курсов и др.

начальное общее (1-4 кл)
основное общее (5-7 кл)
основное общее (8-9 кл) Предпрофильная подготовка в рамках изучения следующих курсов: «Профессиональное самоопределение», «Биология и будущая профессия», «Химия в задачах», «Методы решения нестандартных задач по физике», «Методы решения нестандартных задач по информатике»

Психологическое сопровождение и тренинги, профориентационные экскурсии на производственные объекты.

среднее общее (10-11 кл) Профильное изучение: математика, физика, химия.

Элективные курсы: «Профессиональное самоопределение», «Решение планиметрических задач», «Уравнение и неравенства с параметрами», «Программирование в среде АВС Pascal», «Задачи с экономическим содержанием», «Черчение», «Офисные технологии», «Macromedia Flash», «Биология и медицина», «Химия и здоровье», «Создание интерактивных приложений в среде LAZARUS», «Язык Action Script», «Программирование в среде LAZARUS»

Проектно-исследовательская деятельность (двухгодичный проект), профориентационная работа (совместно с ООО РН-Северная нефть).

Психологическое сопровождение и тренинги, профориентационные экскурсии на производственные объекты.

 

Формы участия родителей/законных представителей обучающихся в профориентационных мероприятиях общеобразовательных организаций

В течение года проводится цикл профориентационных мероприятий с участием родителей (законных представителей) учащихся: тематические родительские собрания, тренинги, индивидуальные и групповые консультации, организация экскурсий на предприятия и учреждения МО ГО «Усинск».

 

Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов)

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2014-2015 2015-2016 2016-2017
Общее количество выпускников 9-х классов 49 97 76
Количество выпускников профильных классов, всего
Обучение  в 10  классе 35 60
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) Анализ трудоустройства

будет проводиться в августе 2017 г.

Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена) 14 37
Трудоустроившиеся выпускники

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2014-2015 2015-2016 2016-2017
Общее количество выпускников 11-х классов 51 60 59
Количество выпускников профильных классов, всего 51 60 59
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 2 6 Анализ трудоустройства

будет проводиться в августе 2017 г.

Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 49 52
Трудоустроившиеся выпускники 2

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников профильных классов

Профили

обучения

Количество выпускников,  поступивших в  профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, чел. Количество  выпускников  профильных классов, поступивших по профилю обучения, чел. Количество трудоустроившихся

выпускников, чел.

в ВУЗы в профессиональные образовательные организации
Учебный год Учебный год Учебный год Учебный год
2014-2015 2015-2016 2016-2017 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2014-2015 2015-2016 2016-2017 2014-2015 2015-2016 2016-2017
технологический 25 20 4 10 1
физико-математический 24 18 10 9 1
естественнонаучный 14 8 1 1
филологический
социально-гуманитарный
социально-экономический
без профиля
всего 49 52 14 27 1 1 2

 

 

 

Полученные результаты (количественные и качественные показатели) и социальные эффекты профориентации и самореализации обучающихся (критерии оценки: когнитивный, социально-психологический; мотивационный; деятельностный)

По итогам анкетирования учащихся 9-х и 11-х классов по выявлению профессиональных намерений и планов на продолжение образования, а также активизации позиции выпускников в процессе профессионального выбора с использованием программы «Анкета для изучения профессиональных намерений учащихся выпускных классов» результаты показали, что в 2017 г. показатель определившихся учащихся 9, 11 классов в профессиональных намерениях составил 93,2 %, что выше аналогичного показателя прошлого года на 3,6 %.

Файлы:

  1. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
  2. Портал мониторинга трудоустройства выпускников. http://graduate.edu.ru
  3. Справочник для абитуриентов. http://3sch.ru/psifiles/32.pdf

Файлы:


Присвоен гриф «Рекомендовано Министерством образования и молодежной политики Республики Коми» Программе летнего профильного лагеря с дневным пребыванием детей профориентационной направленности «Город мастеров» (приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 28.07.2016 г. № 236).

Методическая копилка опубликована на сайте общеобразовательной организации в сети Интернет по адресу: http://3sch.ru/

Файлы:


Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *