Профориентация обучающихся в условиях Центра профессионального самоопределения школьников

Регион:
Республика Хакасия

Наименование общеобразовательной организации:
МБУ города Абакана «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Цель:

— создание и внедрение в муниципальную образовательную сеть оптимальной модели профориентационной работы со школьниками на всех уровнях образования;

— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности, выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

  1. Расширить представления школьников о мире профессионального труда.
  2. Способствовать развитию у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности.
  3. Произвести диагностику и коррекцию профессиональных планов школьников.

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Ступень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое)
начальное общее (1-4 кл) Справочно-консультационная, познавательно активная филиал ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» — «Хакасский технический институт», ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», предприятия и организации города; ГКУ РХ «Управление социальной поддержки населения г. Абакана»

участие в Национальном чемпионате профессий и предпринимательских идей «Карьера в России»

социальное, нормативно-методическое
основное общее (5-7 кл) Диагностическая, Справочно-консультационная
основное общее (8-9 кл)
среднее общее (10-11 кл) Справочно-консультационная, корректирующая

 

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения:

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты)

План работы муниципального Центра профессионального самоопределения школьников, План сетевого взаимодействия с общеобразовательными организациями г. Абакана, Планы работы с учреждениями высшего и среднего профессионального образования;

% обеспеченности (от 0 до 100%) _100%;

 

Материально-техническое  обеспечение (обеспеченность предметными кабинетами, лабораториями, мастерскими, школьными цехами/участками/предприятиями; библиотека, медицинский кабинет, наличие уголка (кабинета) по профориентации, кабинет психолога, т.п.):

МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» располагает закрепленной за ним территорией, зданием, сооружениями, необходимым оборудованием, наглядными пособиями, а также другим имуществом, необходимым для осуществления образовательной деятельности.

Площадь территории — 8297 кв.м. На территории располагаются складские помещения, гараж.

Учебное здание общей площадью 2905,9 кв.м. — трехэтажное с цокольным этажом. Год постройки — 1963

Наименование кабинета № кабинета Площадь/оборудование
Кабинет первичного приема 107 Площадь — 66.3 кв.м.

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет — 2, принтер, информационный киоск с выходом в интернет, офисная и мягкая мебель.

Кабинет для групповых и индивидуальных логопедических занятий 110 Площадь — 72 кв.м.

Оборудование: компьютер, проектор, экран проекционный, стол учительский -1,стул учительский -1, столы ученические — 4, стулья ученические — 8, переносная магнитная доска — 1, зеркало -1. индивидуальное зеркало — 8, наглядный и раздаточный материал.

Кабинет педагога-психолога 107а Площадь — 12,5 кв.м.

Оборудование: компьютер, принтер, стол учительский -1, стул учительский -1, стол ученический -1, стул ученический — 1, шкаф для хранения -1, наглядный и раздаточный материал.

Кабинет педагога-психолога 109 Площадь — 7,3 кв.м.

Оборудование: компьютер с выходом в Интернет, стол учительский — 1, стул учительский — 1, стол ученический — 1, стул ученический — 1, шкаф для хранения — 1, наглядный и раздаточный материал.

Кабинет педагога-психолога 108 Площадь — 8,2 кв.м.

Оборудование: ноутбук, стол учительский-1, стул учительский -1, шкаф для хранения, наглядный и раздаточный материал.

Кабинет социального педагога  112 Площадь — 9,3 кв.м.

Оборудование: персональный компьютер с выходом в Интернет -1, принтер — 1, стол офисный — 1, стул офисный — 3, шкаф для хранения — 1, сейф — 1, раздаточный материал.

Сенсорная комната

(оборудование приобретено за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках муниципального проекта «Теплый город — теплый дом»)

Площадь — 64,8 кв.м.

Оборудование: водопад стена, комплект зеркал с воздушно-пузырьковой колонной, интерактивная свето-звуковая панель «Ферма», фибероптический «Сухой душ», интерактивный световой стол «Малыш», тактильный ящик, коврик-пазл «Город», зеркальный шар 25 с приводом вращения, прожектор для зеркального шара «Мультицвет», настенное панно «Бесконечность» с пультом, набор домашних животных для сказкотерапии и песочной терапии, кресло-груша с гранулами — 4, дидактическое пособие «Мягкая книжка».

Кабинет диагностики  207 Площадь — 131,4 кв.м.

Оборудование: персональные компьютеры — 26, персональный компьютер учительский -1, плазменная панель -1, стол учительский-1, стул учительский -1, стол компьютерный — 27, стул на газовом лифте — 27, многофункциональное устройство, шкаф для хранения — 1, доска школьная

Кабинет для развивающих занятий и тренингов  205  Площадь -72,8 кв.м.

Оборудование: стол учительский -1, стул учительский -1, стол ученический — 3, стул ученический — 6, стулья офисные — 10, диван -1, шкаф для хранения — 2, музыкальный центр — 1,  сенсорная дорожка — 1, сухой душ — 1, тактильные панно — 2, мягкий игровой набор — 1, песочница классическая — 1, доска школьная — 1, информационные стенды, наглядный и раздаточный матерал.

Кабинет для развивающих занятий  206  Площадь — 76,8 кв.м.

Оборудование: ноутбук — 1, плазменная панель — 1, стол учительский — 1, стул учительский — 1, стол ученический — 8, стул ученический — 16, уголок психологической разгрузки, шкаф для хранения — 4, доска школьная — 1, информационный стенд — 1,  дидактический и раздаточный материал

Кабинет для развивающих занятий  202  Площадь — 58,2 кв.м.

Оборудование: стол учительский — 1, стул учительский — 1, стол ученический — 10, стул ученический — 20, доска школьная — 1, доска переносная — 1, мольберт — 3, наборы инструментов и материалов для декоративно-прикладного творчества и изобразительной деятельности.

Комната «Перезагрузка»

(оборудование приобретено за счет средств гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в рамках муниципального проекта «Теплый город — теплый дом»)

203 Площадь — 26,4 кв.м.

Оборудование: плазменный телевизор, домашний кинотеатр, кресло с гранулами -8, ультразвуковой распылитель эфирных масел «Эфа», набор эфирных масел «Комфорт», комплект потолочный «Звездное небо 9», прибор динамической заливки света «Нирвана».

Информационная площадка «Территория выбора» 301 Площадь — 163 кв.м.

Оборудование: плазменная панель — 3, информационный киоск — 4, мультимедийный проектор — 1, экран проекционный — 1, стол ученический — 10 стул ученический — 20, офисный стул — 15, информационный стенд — 5, макеты демонстрационные — 2.

Кабинет педагога-психолога 303-1 Площадь — 26,7 кв.м.

Оборудование: персональный компьютер — 1, принтер, стол — 2, стул офисный — 5, диван — 1, шкаф для хранения — 2, информационные стенды — 4, наборы дидактических и раздаточных материалов.

Кабинет для тренигов 303 Площадь — 62,8 кв.м.

Оборудование: плазменная панель — 1, стул офисные — 20, стол офисный — 8, персональный компьютер — 1, мультимедийный проектор — 1, экран проекционный — 1, столик журнальный — 2, наборы раздаточных материалов.

Кабинет для развивающих занятий 303-2 Площадь — 51 кв.м.

Оборудование: ноутбук — 15, электронные конструкторы — 6, конструктор «Юный химик» — 3, стол учительский — 1, стул учительский — 1, стол ученический — 8, стул ученический — 16, стулья офисные — 5, доска переносная — 1, мультимедийный проектор — 1, экран проекционный -1, дидактический и раздаточный матерал.

Профзона «Медицина» Площадь — 24 кв.м.

Оборудование: шкаф медицинский — 1, тренажер «Максим» с компьютерной программой- 1, тренажер для внутривенных инъекций — 1,  набор для оказания первой медицинской помощи — 1, набор для

Профзона «Торговый центр» Площадь — 32 кв.м.

Оборудование: кассовый аппарат — 1, весы электронные — 1, стеллаж торговый — 4, наборы дидактического и нагляного матерала.

Зона для индивидуальных консультаций Площадь — 14 кв.м.

Оборудование: кресло — 2, стол журнальный — 1, ноутбук — 1, информационный стенд — 1, стойка для раздаточного материала — 1, раздаточный материал.

Лекционный зал 307 Площадь — 74,7 кв.м.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный комплекс (проектор, экран проекционный)

Зал рассчитан на 60 посадочных мест.

Кабинет для развивающих занятий 309 Площадь — 81,6 кв.м.

Оборудование: персональный компьютер — 15, мультимедийный проектор — 1, экран проекционный — 1, стол учительский — 1, стул учительский — 1, стол ученический — 12, стул ученический — 24. информационный стенд — 4, дидактический и раздаточный материал.

 

Информационное обеспечение, реклама в СМИ, публикации к юбилейным датам, профессиональным праздникам, освещение мероприятий, достижений, приглашение на мероприятия и т.п.)

Информация о работе Центра ПСШ представлена на официальных сайтах МБУ «Центр ППМиСП» (адрес сайта — мук.абакан.рф), Городского управления образования Администрации города Абакана (гуо.абакан.рф).

 

Кадровое обеспечение

В муниципальном Центре профессионального самоопределения школьников работают 16 педагогов.

% обеспеченности (от 0 до 100%) – 100%

 

Финансовое обеспечение

Обеспечение деятельности МБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» осуществляется в рамках реализации муниципальной программы «Развитие образования в городе Абакане на 2017-2020 годы» и составляет в 2017 году 12620,0 тыс. руб.

% обеспеченности (от 0 до 100%) – 100%.

 

Психологическое и эмоционально-комфортное  сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся.

На базе данного Центра:

— осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания;

— работает консультационный пункт для родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка, осуществляется содействие в социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

— действует консультационный пункт «Доверие».

 

Порядок организации межведомственного взаимодействия (наличие договоров о сотрудничестве, с какими организациями, типы сотрудничества)

Сотрудничество с общеобразовательными учреждениями осуществляется в рамках муниципального сетевого взаимодействия на основе приказа Городского управления образования администрации города Абакана.

Файлы:

Краткое содержание профориентационной работы (практики организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием ресурсов МУПК)

 

Информация по программам профориентации и социализации:

Начальное общее образование (1-4 класс)

На данном этапе у младших школьников формируется ценностное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, а также постепенно расширяется представление о мире профессионального труда.

Основными формами работы на данном этапе являются профориентационные игры, занятия по программе дополнительного образования «Путешествие в город Мастеров», проведение ежегодных акций «Лето с Центром ПСШ» и «Пирамида семейного счастья».

Основное общее образование (5-9 класс)

Основной формой работы с учащимися на этом этапе является реализация комплексной программы «Проffгид», целью которой является:

  • развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • расширение представления о собственных возможностях и способностях;
  • приобретение первоначального опыта в профессиональной деятельности.

Проffгид 5: игра-квест «Путешествие по профессиям», экскурсия в ФГКУ «1 отряд ФПС по РХ» 1 пожарная часть города Абакана, игра-квест «Юный электроник», интеллектуальная игра «Калейдоскоп профессий», мастер-класс «Мультипликатор», мастер-клас «Дизайн тематической открытки», диагностика «Самооценка уверенности в себе», конкурс «Ассорти профессий».

Проffгид 6: игра-квест «Лига профессий», экскурсия в музей истории Красноярской железной дороги на станции Абакан, игра-квест «Сервис Про…», интеллектуальная игра «Профессия», мастер-класс «Фоторобот», мастер-класс «Оригами из салфеток», диагностика «Ориентация» и «Анкета способностей», конкурс «Город профессий».

Проffгид 7: игра-квест «Галерея профессий», экскурсия в музей истории органов МВД по республике Хакасия, деловая игра «Туристическое бюро», интеллектуальная игра «Кто хочет стать знатоком профессий», мастер-класс «Графический дизайн», мастер-класс «Дизайн подарочной упаковки», диагностика «Опросник профессиональных склонностей» и «Карта интересов», конкурс «Ориентир профессий».

Проffгид 8: деловая игра «Регион 19», экскурсия в кинологический питомник и в кавалерийский полк МВД по РХ, интеллектуальная игра «Кто хочет стать финансистом», мастер-класс «Создание мультфильма», мастер-класс «Реанимация», тренинговое занятие «Я в мире профессий», конкурс «Вектор профессий»

Проffгид 9: интеллектуальная игра «Школьный предмет и профессия», интеллектуальная игра «Абакан профессиональный», экскурсии: в студию ультрафиолетовой печати торгового дома «Премьер», в Республиканский центр крови, в учебные заведения среднего профессионального образования, на фабрику «Саяны обувь», на фабрику женской одежды «Астра».

Также комплексная программа включает в себя компьютерную диагностику, проводимую в рамках «Диагностического марафона» (для учащихся 8-х классов в феврале-марте; для учащихся 9-х классов в сентябре-октябре), «Дни профессий», ежегодные акции «Профориентационная волна» и «СекреТЫ ПРОФессиИ».

С целью ориентации на рабочие профессии совместно с ГБОУ РХ СПО «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» организованы курсы «Узнай свою профессию».

Среднее общее образование (10-11 класс)

На данном этапе осуществляется коррекция профессиональных планов и оценка готовности к избираемой профессиональной деятельности.

Основными формами работы являются: индивидуальные и групповые консультации педагогом-психологом, тренинговые занятия, деловые игры, ежегодная акция «8 углов профессионального самоопределения», профессорские часы и публичные лекции представителей учреждений высшего профессионального образования.

Особое место здесь занимают курсы «Узнай свою профессию», которые проводятся совместно с филиалом ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» — «Хакасский технический институт», а также «Арт-школа» и «ПРОектЭКОпрофи», проводимые совместно с ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова».

 

 

 

 

 

 

Основные направления работы

 

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 кл.)
Расширение представления младших школьников о мире профессионального труда — формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе Реализация программ внеурочной деятельности «Путешествие в город Мастеров», «Калейдоскоп профессий» профориентационные игры, интерактивные флэш-мобы,  проведение ежегодных акций «Лето с Центром ПСШ»
основное общее (5-9 кл.)
Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности
  • расширение представления о собственных возможностях и способностях;
  • приобретение первоначального опыта в профессиональной деятельности

 

работа площадки «Траектория профессиональной карьеры», реализация комплексной программы «Проffгид», компьютерная диагностика, проводимую в рамках «Диагностического марафона» (для учащихся 8-х классов в феврале-марте; для учащихся 9-х классов в сентябре-октябре), «Дни профессий», ежегодные акции «Профориентационная волна» и «СекреТЫПРОФессиИ»
среднее общее (10-11 кл.)
коррекция профессиональных планов оценка готовности к избираемой профессиональной деятельности индивидуальные и групповые консультации с педагогом-психологом, тренинговые занятия, деловые игры, ежегодная акция «8 углов профессионального самоопределения», профессорские часы и публичные лекции представителей учреждений высшего профессионального образования, курсы «Узнай свою профессию», «Арт-школа» и «ПРОектЭКОпрофи»

 

Содержание программы

Ступень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл.)

основное общее

(8-9 кл.)

среднее общее

(10-11 кл.)

Задачи Расширить представления младших школьников о мире профессионального труда Способствовать развитию у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности Произвести коррекцию профессиональных планов старшеклассников
Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) профориентационные игры, интерактивные флэш-мобы,  проведение ежегодных акций «Лето с Центром ПСШ» реализация комплексной программы «Проffгид, тематические «Дни профессий», акции «Профориентационная волна» и «СекреТЫПРОФессиИ», компьютерная  диагностика профессиональных предпочтений, интересов и склонностей,  психолого-педагогическое сопровождение, цикл профессиональных проб и курсов.

 

акция «8 углов профессионального самоопределения», профессорские часы и публичные лекции представителей учреждений высшего профессионального образования, курсы «Узнай свою профессию», «Арт-школа» и «ПРОектЭКОпрофи»

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная  работа:

— систематичность и преемственность;

— дифференцированный и индивидуальный подход;

— оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;

— взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций, социальных партнеров;

— связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в квалифицированных кадрах).

 

Соотношение базовой и вариативной частей программ профориентации для учащихся 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классах:

программы профориентации реализуются на базе муниципального Центра профессионального самоопределения школьников во внеурочное время.

 

Удельный вес авторских программ в общем объеме реализуемых программ — 50%.

 

Доля программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, а также дальнейшее содействие в их совершенствовании в общем объеме реализуемых программ — 30%.

 

Формы участия родителей/законных представителей обучающихся в профориентационных мероприятиях общеобразовательных организаций

Актуальной формой работы с родителями является акция «Многоаспектный выбор профессии», которая проводится с целью формирования у родителей отчетливых представлений о роли семьи в профессиональной ориентации школьников; привлечения их к активной деятельности по вопросам профориентации; развития родительской компетентности и обогащения родительской копилки форм взаимодействия с ребенком.

Работает консультационный пункт по вопросам профориентации для родителей (законных представителей);

В плане мероприятий – профориентационные конкурсы с семейным участие «Моя династия», «Профессии моей семьи» и др.

% вовлеченности родителей в профориентационные мероприятия обучающихся составляет 50%.

 

Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов), прошедших обучение в муниципальном Центре профессионального самоопределения школьников:

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов города Абакана, чел.

Показатель Учебный год
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Общее количество выпускников 9-х классов 1481 1410 1421
Обучение  в 10  классе 849 807 785
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 569 547 613
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена)
Трудоустроившиеся выпускники 2 4 6

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов города Абакана, чел.

Показатель Учебный год
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Общее количество выпускников 11-х классов 856 810 853
Количество выпускников профильных классов, всего 750 739 748
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 74 62 69
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 746 732 743
Трудоустроившиеся выпускники 17 11 26

 

Полученные результаты (количественные и качественные показатели) и социальные эффекты профориентации и самореализации обучающихся:

92% от числа выпускников 9 классов, занимавшихся в муниципальном Центре профессионального самоопределения школьников, поступили в учреждения среднего профессионального образования и определились с направлением профильного обучения;

— 70 % от числа выпускников 11 классов, занимавшихся в муниципальном Центре профессионального самоопределения школьников, поступили в вузы в соответствии с профилем обучения.

Файлы:

Информация о работе Центра представлена на официальных сайтах МБУ «Центр ППМиСП» (адрес сайта — мук.абакан.рф), Городского управления образования Администрации города Абакана (гуо.абакан.рф).

Файлы:


Информация о работе Центра представлена на официальных сайтах МБУ «Центр ППМиСП» (адрес сайта — мук.абакан.рф), Городского управления образования Администрации города Абакана (гуо.абакан.рф).

Файлы:


Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *