Профессиональная ориентация обучающихся в условиях «Роснефть-классов»

Цель:

формирование у обучающихся готовности самостоятельно   планировать   и   реализовывать   перспективы    образовательно-профессионального маршрута в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда

Задачи:

— создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;

— организация социального партнерства школы с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

— использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология», отдельных образовательных областей на начальной и основной ступенях общего образования, профильного обучения на старшей ступени;

— обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, предпрофильных курсах и в воспитательной работе;

— адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования, конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся, обогащение практического опыта социально-профессионального сопровождения подростков

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Ступень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое )
начальное общее (1-4 кл) профессиональное просвещение

.

 

— родительская общественность;

— представители различных профессий;

— организации дополнительного образования: Центр развития творчества детей и юношества, Станция юных техников, Детская юношеская спортивная школа.

социальное
основное общее (5-7 кл) профессиональное просвещение

.

 

— родительская общественность;

— органы местного самоуправления;

— организации системы здравоохранения;

— организации дополнительного образования: Центр развития творчества детей и юношества, Станция юных техников, Детская юношеская спортивная школа;

— учреждения культуры: Бугурусланский краеведческий музей, выставочный зал и т.д.;

— учреждения труда и  соцзащиты населения;

— предприятия города

социальное, нормативно-методическое
основное общее (8-9 кл) профессиональная диагностика

 

— родительская общественность;

— органы местного самоуправления;

— организации системы профессионального образования (СПО)

— организации системы здравоохранения;

— организации дополнительного образования: Центр развития творчества детей и юношества, Станция юных техников, Детская юношеская спортивная школа;

— учреждения культуры: Бугурусланский краеведческий музей, выставочный зал и т.д.;

— учреждения труда и  соцзащиты населения;

— предприятия города.

социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое
среднее общее (10-11 кл) профессиональный подбор/отбор/выбор, профессиональная адаптация — родительская общественность;

—  органы местного самоуправления;

— организации системы профессионального образования (СПО, вузы);

— организации системы здравоохранения;

— организации дополнительного образования: Центр развития творчества детей и юношества, Станция юных техников, Детская юношеская спортивная школа;

— учреждения культуры: Бугурусланский краеведческий музей, выставочный зал и т.д.;

— учреждения труда и  соцзащиты населения;

— предприятия города

социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое

 

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения:

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты):

— программа: «Создание системы работы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» по профориентации обучающихся» (срок реализации: 2014-2019 гг.);

 — план мероприятий по профильной и предпрофильной подготовке обучающихся МБОУ СОШ №3 на 2016-2017 учебный год;

— план профориентационной работы в Роснефть-классе;

— план мероприятий по летней «Роснефть-школе»;

— план проведения «Месячника профориентации»;

— план психологического сопровождения обучающихся по профориентации;

— положение о приеме в 10 класс от 31.08.2016 №112, утвержденное приказом школы;

— положение о приеме в «Роснефть-класс» от 31.08.2016 №112, утвержденное приказом школы;

— положение о профориентационной работе  от 31.08.2016 №112, утвержденное приказом школы;

— положение о кабинете профессиональной ориентации от 31.08.2016 №112, утвержденное приказом школы;

— должностные инструкции классных руководителей, педагога-психолога, заместителей директора, утвержденные приказом школы  от 17.10.2016 № 206;

— договора о сотрудничестве с ПАО «Оренбургнефть» от 23.08.2016 № 7550016/0220Д,  с ФГБОУ ВО «СамГТУ» от 09.01.2017 №1;

— договор об организации временного трудоустройства несовершеннолетних  граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время №54 от 22.05.2017;

— договора с учреждениями дополнительного образования  (заключаются ежегодно).

% обеспеченности (от 0 до 100%): 100% обеспеченность учащихся 1-11 классов

 

Материально-техническое обеспечение (обеспеченность предметными кабинетами, лабораториями, мастерскими, школьными цехами/участками/предприятиями; библиотека, медицинский кабинет, наличие уголка (кабинета) по профориентации, кабинет психолога, т.п. )

кабинеты, используемые для проведения профориентации:

— физики, химии, 3 кабинета информатики, английского языка;

— 3 мастерских (кабинет обслуживающего труда для девочек, столярная и слесарная мастерские);

— кабинет педагога-психолога, библиотека;

— медицинский кабинет;

— спортивный зал;

— 2 кабинета для проведения профориентационной работы, оборудованные ПАО     «Оренбургнефть»  комплектом технических средств обучения и воспитания,     мультимедийным оборудованием, информационными стендами.

 

% обеспеченности (от 0 до 100%) 100% обеспеченность обучающихся 1-11 классов

— стенд «Будущее создается сегодня», на котором размещен теоретический материал,  практический материал, иллюстративный материал, профессиографический материал.

 

Информационное обеспечение, реклама в СМИ, публикации к юбилейным датам, профессиональным праздникам, освещение мероприятий, достижений, приглашение на мероприятия и т.п.)

— реклама «Приглашаем в «Роснефть-класс», газета «Бугурусланская правда» от 19.04.2016 №30, 22.04.2017 № 31;

— статья  «Презентуем Роснефть — класс», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 25.11.2016 №48;

— статья «За опытом к соседям», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 11.04.2014 №15;

— статья «Первый раз в «Роснефть-класс», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 05.04.2014 №36;

— статья «С «Лестницы к успеху» единой командой» », газета «Нефтяник Оренбуржья» от 05.04.2014 №36;

— статья «На пути в «Роснефть», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 13февраля 2015 №7;

— статья «В третий раз – «Роснефть-класс», газета «Бугурусланская правда» от 13.09.2016  №72;

— статья «Нефтяная отрасль глазами учащихся Роснефть-классов»,  газета «Нефтяник Оренбуржья» от 29.01.2016  №5;

— статья «Большой педсовет»,  газета «Нефтяник Оренбуржья» от 08.04.2016 №15;

— статья «Как роснефтята «брали» Казань», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 08.04.2016  №15;

— статья «От школьной парты – в нефтяную науку», газета «Нефтяник Оренбуржья»  февраль 2017;

— статья «Талантам открыта дорога», газета «Нефтяник Оренбуржья»  февраль 2017;

встречи со специалистами пенсионного фонда,  центра занятости населения, сотрудниками ПАО «Оренбургнефть»

 

Кадровое обеспечение

В школе работают 89 педагогов, из них  высшей квалификационной категории – 54 педагога, первой – 30 педагогов, без категории 3 педагога, соответствие занимаемой должности – 2 педагога. В школе работают узкие специалисты: педагог – психолог, социальный педагог, педагог-логопед. Школа укомплектована педагогическими работниками на 100%. Педагогический коллектив стабилен. Имеет высокий образовательный ценз. Высшее образование имеют 86 педагогов — 96,6%, из них высшее педагогическое имеют 84ч (94,4%). 88 педагогов прошли курсовую подготовку, из них 70 педагогов в 2016 – 2017 учебном году. В качестве командного обучения — курсы по проблеме «Деловая педагогика. Как научиться управлять собой», которые прошли 9 педагогов, директор и зам. директора по УВР, ВР, а также курсы по темам «Подготовка кадрового резерва» (6ч), «Концептуально-методологические основы внедрения ФГОС НОО с ОВЗ и умственной отсталостью». (12 ч.)

 

Финансовое обеспечение

Доля внебюджетных средств, используемых на профориентационные мероприятия в общем объеме ресурсов 40 %.

 

Психологическое и эмоционально-комфортное  сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся.

Психологическое сопровождение профориентационной работы осуществляется педагогом-психологом через проведение:

— бесед;

— индивидуальных и групповых  консультаций;

— диагностик: «гуманитарий или технарь»,самоопределение, профориентатор,

профнавигатор, психологическая готовность к ЕГЭ, ГВЭ, научный потенциал, эмоции и интеллект, детский тест IQ-потенциал;

— мониторинг профессиональных склонностей и способностей учащихся;

— тренинги, ролевые игры;

—  элективные курсы «Выбор профессии», «Планирование профессиональной карьеры»;

— профессионального просвещения;

— профессиографии.

 

Порядок организации межведомственного взаимодействия (наличие договоров о сотрудничестве, с какими организациями, типы сотрудничества)

— договор с ПАО «Оренбургнефть» об организации «Роснефть – классов»;

— договор с ФГБОУ ВО Самарским государственным техническим университетом по осуществлению довузовской подготовки в «Роснефть – классах» в рамках    реализации программы «Школа – вуз – предприятие» №1 от 09.01.2017;

— договор  с учреждениями дополнительного образования: Станцией юных               техников,  с   Центром  развития творчества детей и юношества о сотрудничестве;

— договор об организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время №54 от 22.05.2017.

Типы сотрудничества: социальное партнерство, спонсорская помощь.

Файлы:

КРАТКО:

Система работы:

Основными направлениями профориентационной работы являются:

— профессиональное просвещение;

— профессиональная диагностика;

— профессиональное консультирование;

— профессиональный подбор/отбор/выбор;

— профессиональная адаптация.

Формы реализации:

— уроки технологии;

— часы общения;

— тренинги;

— изучение профессиограмм;

— встречи с представителями различных профессий, представителями образовательных организаций;

— предпрофильные курсы профориентационной направленности;

— круглые столы;

—  КВН;

— деловые и ролевые игры;

— месячник профориентации;

— викторины «Что я знаю о мире профессий?»;

— выставки;

— защита проектов;

— экскурсии;

— диагностические методики готовности к выбору профессии;

— профессиональные пробы;

— профконсультирование;

— профориентационные игры с классом;

— игровые профориентационные упражнения;

— разные виды опросников и т.д.

Принципы:

1) систематичность и преемственность — профориентационная работа. Эта работа ведется с 1-ого по 11 класс при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс;

2) дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;

3) оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;

4) взаимосвязь школы, семьи, профессиональных образовательных организаций,  службы занятости, общественных молодежных организаций, социальных партнеров;

5) связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностям общества в квалифицированных кадрах).

Диагностика

Система психолого- педагогического сопровождения профориентационной работы   осуществляется педагогом- психологом с использованием следующих диагностик:

— «гуманитарий или технарь»;

— самоопределение;

— профориентатор;

— профнавигатор;

—  психологическая готовность к ЕГЭ, ГВЭ, научный потенциал, эмоции и интеллект;

— детский тест IQ-потенциал.

Итоги

— осуществляется  системная предпрофильная и профильная подготовка;

— прослеживается положительная динамика поступления в профильные вузы;

— реализуется программа «Школа- вуз- предприятие» через сотрудничество с ПАО «Оренбургнефть»,  ФГБОУ ВО «Сам ГТУ»;

—  в школе созданы «Роснефть —  классы»;

— осознанный выбор выпускниками 11 классов предметов для сдачи  ЕГЭ;

—  осознанный выбор девятиклассниками профильных десятых классов (социально- экономического, физико — математического) как одного из вариантов образовательного маршрута;

— повысился уровень  успеваемости  обучающихся 10-11 классов по профильным предметам;

— повысился средний тестовый балл учеников профильных классов по результатам  ЕГЭ.

 

ПОДРОБНО:

 

Основные направления работы

 

Направление Цель Формы работы
Школа развития самостоятельности (начальное общее  образование 1-4 кл.)
 профессиональное просвещение формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в ее виды: социальную, трудовую, игровую, исследовательскую —  часы общения «Профессии наших родителей», «Кем быть», «Путешествие по профессиям», «Мир моих интересов»;

— беседы о профессиях ближайшего окружения;

— встречи с выпускниками школы;

— выставки книг, буклетов о профессиях;

— выставки изделий прикладного творчества;

— конкурс рисунков «Радуга профессий»;

— экскурсия в Бугурусланский краеведческий музей;

— работа на пришкольном участке (наблюдение);

— внеурочная деятельность «Мои первые проекты»

Школа самоутверждения (основное общее  образование 5-7 кл.)
профессиональное просвещение формирование профессиональной направленности обучающихся; личностного смысла выбора профессии, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями, реальными возможностями — уроки технологии;

— часы общения «Любой труд почетен»,  «Все работы хороши», «Выбор за тобой», «Рынок труда сегодня» и т.д.;

— экскурсии на предприятия города;

— совместная работа с образовательными организациями и учреждения дополнительного образования;

—  спортивные секции;

— олимпиады по предметам,

— самообслуживание (дежурство по классу, школе, столовой);

— трудовая практика на пришкольном участке;

— внеурочная деятельность «Быт наших далеких предков», «Основы здорового образа жизни»;

— викторина «Путешествие в мир профессий»

Школа самоутверждения (основное общее  образование 8 — 9 кл.)
профессиональная диагностика выявление образовательного запроса в ходе факультативных занятий, консультирование с целью выявления и формирования решения о выборе профиля обучения, формирование обязательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. — встречи с выпускниками школы;

—  классные часы: «Как прибавить по часу к каждому дню вашей активной жизни, или «Как беречь свое время», «Самоорганизация, самодисциплина, ответственность. Как воспитать эти качества?», «Ты и те, кто рядом», «Имидж делового человека», «Себя как в зеркале я вижу, или Хорошие манеры в рисунках и примерах»;

— предпрофильные курсы;

— совместная работа с библиотеками города;

— совместная работа с организациями системы профессионального образования (СПО);

— предметные олимпиады;

— предметные недели;

— дни открытых дверей;

— викторины;

— конкурсы;

— КВН;

— работа в научном обществе учащихся;

— ярмарка профессий;

— профориентационные ролевые игры;

— работа в ученической производственной бригаде;

— тренинговые занятия;

тематические родительские собрания;

— всеобучи;

— элективный курс «Выбор профессии»;

— профессиональные экскурсии в профессиональные образовательные организации г. Бугуруслана;

— диагностика интересов и склонностей учащихся к типу профессии, типа темперамента;

-психологическое сопровождение предпрофильной и профильной  подготовки.

Профильное образование  (10-11 кл)
профессиональный подбор/отбор/выбор,

профессиональная адаптация

создать условия для дифференциации и индивидуализации содержания образования школьников, обеспечить широкие и гибкие возможности для построения ими индивидуальной образовательной траектории. — тренинги профессиональных коучеров;

-элективный курс;

— экскурсии в вузы-партнеры: ФГБОУ ВО Самарский государственный технический университет, ФГАОУ ВО Казанский федеральный университет, ФГБОУ ВО Уфимский государственный нефтяной технический университет;

—  экскурсии на объекты ПАО «Оренбургнефть»;

— довузовская подготовка, осуществляемая преподавателями: ФГБОУ ВО Самарского государственного технического университета;

— профессиограммы;

— декады выпускников;

— профориентационные классные часы, проводимые специалистами ПАО «Оренбургнефть»;

— спартакиада между молодыми специалистами ПАО «Оренбургнефть и учащимися 10-11 «Роснефть – классов»;

— смотр художественной самодеятельности «Роснефть зажигает звезды»;

— экологические акции, проводимые совместно с  ПАО «Оренбургнефть»: «Дом для птиц», «Посадка деревьев на аллее нефтяников», профориентационные уроки;

— викторина «История Оренбургской нефти»;

—  познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;

— предметные олимпиады;

—  предметные недели;

— викторины, конкурсы;

— КВН;

— работа в научном обществе учащихся;

— ярмарка профессий;

—  профориентационные ролевые игры;

— месячник по профориентации;

— тематические родительские собрания, всеобучи;

— диагностика профессионального профиля обучающегося;

— выпуск буклетов;

— встречи с представителями различных профессий;

— круглые столы: «Куда пойти учиться», «Профессионализм. Что это такое?»;

— профильное обучение (социально-экономический профиль, физико-математический профиль;

— психологическое сопровождение профильного обучения.

 

Содержание работы

Ступень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл)

основное общее

(8-9 кл)

среднее общее (10-11 кл)
Задачи  — получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном     значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

— усвоение первоначальных представлений о материальной культуре     как продукте

предметно-преобразующей деятельности человека;

— приобретение навыков самообслуживания;

— приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности,  сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.

 

— формирование профессиональной направленности учащихся;

— формирование личностного смысла выбора профессии, умения соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями, реальными возможностям.

 

— формирование профессиональной направленности, осознанности собственных интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе;

— развитие элементов творчества в различных видах деятельности с учетом интересов и склонностей учащихся.

 

— установление равного доступа к качественному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их склонностями образовательными потребностями;

— предоставление обучающимся возможности для углубленного изучения отдельных предметов;

— создание условий для дифференциации содержания образования;

— расширение возможностей для успешной социализации обучающихся.

Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) — часы общения;

— конкурс рисунков;

— экскурсии;

— работа на пришкольном участке (наблюдение);

— внеурочная деятельность «Мои первые проекты»

— часы общения;

— конкурс рисунков;

— экскурсии;

— работа на пришкольном участке;

— ролевые игры;

— работа кружков;

— внеурочная деятельность «Быт наших далеких предков», «ЗОЖ»;

— викторины.

— часы общения;

— экскурсии;

— профориентационные игры;

— пред-профильные элективные курсы;

— экскурсии в  организации профессионального образования;

— диагностика профессиональных предпочтений;

— активизиру-ющие опросники;

— встречи с представителями различных профессий;

— деловые игры;

—  тренинги;

— индивиду-альные и групповые беседы и консультации.

— часы общения;

— день абитуриента;

— диагностика профессионального профиля обучающегося;

— выпуск буклетов;

— защита проектов;

— встречи с представителями различных профессий;

— круглые столы;

— профильное обучение;

— реализация программы ПАО «Оренбургнефть» «Школа – вуз — предприятие;

— изучение профессиограмм;

— месячник по профориентации.

 

Основными принципами профориентационной работы являются:

— систематичность и преемственность (работа ведется с 1-ого по 11 класс при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс);

— дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости;

— оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями;

— взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений,  службы занятости, общественных молодежных организаций, социальных партнеров;

— связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностям общества в квалифицированных кадрах).

 

Соотношение базовой и вариативной частей программ профориентации для учащихся 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классах

 

1 – 4 класс 5 – 7 класс 8 – 9 класс 10 – 11 класс
базовая 14,3% 14,3% 23% 45%
вариативная 85,7% 85,7% 77% 55%

 

Удельный вес авторских программ в общем объеме реализуемых программ — 23%.

Доля программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, а также дальнейшее содействие в их совершенствовании в общем объеме реализуемых программ —  5 %.

 

Наличие профильных предметов, факультативов, спецкурсов, элективных курсов и др. (перечислить для каждой ступени образования):

 

начальное общее (1-4 кл) — элективный курс «Наглядная геометрия»;

— проектная деятельность «Мои первые проекты»;

— часы общения

основное общее (5-7 кл) — элективный курс «Основы здорового образа жизни», «Графики вокруг нас, «Выживание в экстремальных ситуациях», «Оренбургский край в русской литературе», «Функция: просто, сложно, интересно», «Уроки словесности»;

— проектная деятельность «Путешествие по карте», «Быт наших далеких предков», «Веселый английский»;

— часы общения;

— основы духовно-нравственной культуры и народов России.

основное общее (8-9 кл) — элективный курс «Культура речи», «Выбор профессии», «Исследование функции элементарными способами», «Познание мира по картам», «Законы математики на уроке физики»;

— проектная деятельность «Информационные технологии и профессии»;

— география Оренбургской области;

— часы общения

среднее общее (10-11 кл) — элективный курс «Решение уравнений и неравенств с параметрами», «Русское правописание: орфография и пунктуация»;

— часы общения

— социально-экономический профиль (профильные предметы: география, обществознание, право, экономика, математика)

— физико-математический профиль «Роснефть-класс» (профильные предметы: математика, физика, информатика)

 

 

Формы участия родителей/законных представителей обучающихся в профориентационных мероприятиях общеобразовательных организаций:

участие родителей (законных представителей) обучающихся в:

— общешкольных, классных родительских собраниях по указанному направлению;

— конференциях, конкурсах;

— проведении дней открытых дверей; встреч за круглым столом; часов общения;

— выступления родителей о своей профессиональной, научно-исследовательской деятельности;

— организация выставок, экскурсий на предприятия;

— оказание помощи в организации  профориентационных мероприятий;

— оформление стендов по профориентации.

 

Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов):

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

 

Показатель Учебный год
2013 — 2014 2014 —   2015 2015 — 2016
Общее количество выпускников 9-х классов 144 120 109
Количество выпускников профильных классов, всего
Обучение  в 10  классе 55 37 32
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 9 11 10
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена) 80 69 67
Трудоустроившиеся выпускники 2 1 0

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013 — 2014 2014 —   2015 2015 — 2016
Общее количество выпускников 11-х классов 48 28 59
Количество выпускников профильных классов, всего 48 28 59
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 2 4 3
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 46 24 56
Трудоустроившиеся выпускники 0 1 0

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников профильных классов

Профили

обучения

Количество выпускников,  поступивших в  профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, чел. Количество  выпускников  профильных классов, поступивших по профилю обучения, чел. Количество трудоустроившихся

выпускников, чел.

в ВУЗы в профессиональные образовательные организации
Учебный год Учебный год Учебный год Учебный год
2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016 2014 2015 2016
технологический
Физико -математический 25 26 21 25 0 0 0
Естественно -научный
филологический
социально-гуманитарный
социально-экономический 23 28 33 19 20 21 2 4 3 0 0 0
без профиля
всего 48 28 59 40 20 46 2 4 3 0 0 0

 

Полученные результаты (количественные и качественные показатели) и социальные эффекты профориентации и самореализации обучающихся (критерии оценки: когнитивный, социально-психологический; мотивационный; деятельностный)

— сформировано нормативное правовое обеспечение функционирования системы профессиональной ориентации в школе;

— увеличение количества реализуемых методик, средств и программ профессиональной ориентации обучающихся, учитывающих профессиональные интересы, потребности, возможности, состояние здоровья человека, требования рынка труда и складывающиеся социально-экономические условия;

— рост количества обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда (с 85%  до 96 %);

— увеличение доли поступивших в образовательные учреждения высшего профессионального образования, получивших профориентационные услуги, поступивших в образовательные учреждения профессионального образования. (с 85%  до 96 %);

— ориентация обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

— оказание адресной помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии;

— создание условий для профессиональной ориентации и профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;

— участие в реализации программы «Школа – вуз – предприятие» ПАО «Оренбургнефть».

 

 

Критерии оценки и показатели готовности учащихся к профессиональному самоопределению МБОУ СОШ №3 2016-2017 год

Критерии оценки Показатели Результаты 2016- 2017 год
  9 класс

129 человек

11 класс

49 человек

Когнитивный

 

1. Знания о профессиях

 

 

2. Знания о своих
профессиональных
качествах

 

3. Знания о возможных
путях профессионального самоопределения

 

— высокий уровень – 21%

— средний уровень -73%

— низкий уровень -6%

 

— высокий уровень – 40%

— средний уровень -53%

— низкий уровень -7%

 

— высокий уровень – 72%

— средний уровень -17%

— низкий уровень -1%

— высокий уровень – 61%

— средний уровень -37%

— низкий уровень -2%

 

— высокий уровень –81%

— средний уровень -17%

— низкий уровень -2%

 

— высокий уровень – 93%

— средний уровень -7%

— низкий уровень -0%

Мотивационно-ценностный 1.Наличие адекватной
самооценки2.Мотивы выбора
профессии 

 

 

 

 

 

 

3.Творческое отношение к
деятельности

 

— высокий уровень – 35%

— средний уровень -64%

— низкий уровень -1%

Внутренние индивидуально значимые мотивы – 34%
Внутренние социально значимые мотивы – 40%
Внешние положительные мотивы- 24%
Внешние отрицательные мотивы – 2%

 

— высокий уровень – 70%

— средний уровень -19%

— низкий уровень -1%

 

— высокий уровень – 32%

— средний уровень -67%

— низкий уровень -1%

Внутренние индивидуально значимые мотивы – 30%
Внутренние социально значимые мотивы – 40%
Внешние положительные мотивы- 29%
Внешние отрицательные мотивы – 1%

 

— высокий уровень – 82%

— средний уровень -18%

— низкий уровень -0%

Социально- психологический 1.                Адаптация к новым социальным условиям.

 

 

2.                Уровень притязаний

 

 

 

 

 

 

3.                  Уровень тревожности

— высокий уровень – 11%

— средний уровень -77%

— низкий уровень -4%

 

— высокий уровень – 62%

— средний уровень -33%

— низкий уровень -5%

 

 

— высокий уровень – 8%

— средний уровень -58%

— низкий уровень -34%

— высокий уровень – 19%

— средний уровень -79%

— низкий уровень -2%

 

— высокий уровень – 78%

— средний уровень -21%

— низкий уровень -1%

 

 

— высокий уровень – 10%

— средний уровень -57%

— низкий уровень 33-%

Деятельностно-практический

 

1. Способность к реализации своих целей

2. Ориентация на самоопределение

 

 

 

3. Способность к рефлексии

 

способен- 24%

не способен-76%

 

 

— высокий уровень – 52%

— средний уровень -31%

— низкий уровень -9%

 

 

— высокий уровень – 48%

— средний уровень -50%

— низкий уровень -2%

 

способен- 93%

не способен- 7%

— высокий уровень – 72%

— средний уровень -27%

— низкий уровень -1%

 

— высокий уровень – 66%

— средний уровень -33%

— низкий уровень -1%

Файлы:

  1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. — Спб, 2008.
  2. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. — Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с.
  3. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. — Санкт- Петербург: Речь, 2006. – 236 с.
  4. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее…Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интернатов. — М.: Генезис, 2012.
  5. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — Спб, 2006.
  6. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. — Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
  7. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. — Академический проект Фонд «Мир», 2006.
  8. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — МПСИ, 2008.
  9. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. — М.: Academia, 2004. – 301 с.
  10. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013.
  11. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк, 2006. – 800 с.
  12. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. — Москва, 2008.
  13. Мучински П. Психология, профессия, карьера. — Спб, 2004.
  14. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. — Москва: Сфера, 2006. — 118 с.
  15. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
  16. Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н. П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. – Ярославль: Центр «Ресурс», 2006. – 46 с.
  17. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н. В. Афанасьевой. — Санкт-Петербург: Речь, 2007. — 365 с.
  18. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. — МПСИ, 2002.
  19. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). — М.: ВАКО, 2005. — 288 с. — (Педагогика. Психология. Управление).
  20. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. — М., 2008.
  21. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. — Академия, 2014.
  22. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. — М.: Генезис, 2007. — 128 с.
  23. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии — М.: Генезис, 2007.
  24. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. — М.: Генезис, 2007.
  25. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. — М.: Генезис, 2007.
  26. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. — 2-е изд.. — Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. — 460 с.
  27. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся — М., 1988.
  28. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. — Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. — 108 с. 29.Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. — Феникс, 2005.
  29. Трошин О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

31.Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2006.

32.Франкл В. Человек в поисках смысла. — М. 1990.

33.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 96 с. — (Психология для всех).

34.Чистякова С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. М. — 1997.

35.Шевцов М.Ф. Тренинг «Профориентация для старшеклассников» — Санкт-Петербург: Речь, 2006.

36.Шеховцова Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в школе. — Ростов-на-Дону: Феникс; Санкт-Петербург: Северо-Запад, 2006. — 175 с.

37.Шмидт В. Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс/ В.Р. Шмидт. — Москва: Сфера, 2006. – 119 с.

Файлы:


  1. Статья «Презентуем Роснефть — класс», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 25.11.2016 №48.
  2. Статья «За опытом к соседям», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 11.04.2014 №15.
  3. Статья «Первый раз в «Роснефть-класс», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 05.04.2014 №36.
  4. Статья «С «Лестницы к успеху» единой командой» », газета «Нефтяник Оренбуржья» от 05.04.2014 №36.
  5. Статья «На пути в «Роснефть», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 13февраля 2015 №7.
  6. Статья «В третий раз – «Роснефть-класс», газета «Бугурусланская правда» от 13.09.2016 №72.
  7. Статья «Нефтяная отрасль глазами учащихся Роснефть-классов», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 29.01.2016 №5.
  8. Статья «Большой педсовет», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 08.04.2016 №15.
  9. Статья «Как роснефтята «брали» Казань», газета «Нефтяник Оренбуржья» от 08.04.2016 №15.
  10. Статья «От школьной парты – в нефтяную науку», газета «Нефтяник Оренбуржья» февраль 2017.
  11. Статья «Талантам открыта дорога», газета «Нефтяник Оренбуржья» февраль 2017.

Файлы:

Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *