Регион:
Тульская область
Наименование общеобразовательной организации:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20»
Цель:
Создание системы профориентационной работы с учащимися, способствующей профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности, а также оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи:
Для начального общего образования:
- Ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить интерес к труду, общественно значимым мотивам труда, элементарным трудовым умениям, навыкам в трудовой деятельности;
- Воспитание у детей общей трудовой направленности, раскрытие важности труда, его значения в жизни человека и общества;
- Развитие потребности в общественно-полезном труде;
- Формировать с помощью активных средств профориентационной деятельности (ролевые игры, группы по интересам, факультативы, общественно-полезный труд, индивидуальные собеседования и др.) добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, развить интерес к трудовой деятельности.
Для основного общего образования:
- Развивать потребности воспитанников в учебном, общественно полезном труде, продолжать ознакомление их с миром профессий, добиваться овладения ими некоторыми доступными видами труда по разным профессиям, формования интереса к ним;
- Продолжение работы по формированию положительного отношения ко всем видам труда. Знакомство с более широким кругом ведущих профессий;
- Формирование первоначального интереса к каким-либо профессиям.
Для среднего общего образования:
- Психолого-педагогическая диагностика по определению склонностей, способностей и особенностей воспитанников;
- Формирование готовности к самоопределению (конкретизация интересов, склонностей и возможностей воспитанника);
- Формировать представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии;
- Осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.
- Изучение и осознание личностных особенностей, интересов и склонностей.
- Анализ типичных ошибок и затруднений при выборе профессии.
- Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты).
- Материально-техническое обеспечение (обеспеченность предметными кабинетами, лабораториями, мастерскими, школьными цехами/участками/предприятиями; библиотека, медицинский кабинет, наличие уголка (кабинета) по профориентации, кабинет психолога, т.п.).
- Информационное (реклама в СМИ, публикации к юбилейным датам, профессиональным праздникам, освещение мероприятий, достижений, приглашение на мероприятия и т.п.).
- Кадровое (профессионализм, квалификация специалистов, участвующих в профориентационной работе ОО, сведения о повышении квалификации за последние 5 лет, участие кадрового состава в соответствующих семинарах-практикумах, профильных сменах, конференциях, основные инновационные разработки и т.п).
- Финансовое (Специальных средств не выделяется (Субвенция ТО, средства местного бюджета на развитие образования)
- Психологическое и эмоционально-комфортное сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся.
Файлы:
Организация работы по профориентации и самореализации обучающихся, в том числе с использованием возможностей ресурсов межшкольных учебно-производственных комбинатов:
- Создание нормативно-правового обеспечения мероприятий, направленных на организацию профессиональной ориентации учащихся.
- Работы с учащимися по направлениям: пропедевтическое, предпрофильное, профильное. Информационное, организационно-кадровое и психолого-педагогическое обеспечение профессинальной ориентации учащихся.
- Работа с педагогическим коллективом.
- Работа с родителями учащихся.
Структура: Наличие профильных предметов, факультативов спецкурсов, элективных курсов и др. для каждой ступени образования.
Система работы: Соотношение базовой и вариативной частей программ профориентации для учащихся 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классах: Базовая часть – реализация плана работы по профориентации учащихся, вариативная — посещение учащимися занятий степени основного общего образования, предметных модулей, которые способствуют поиску учащимися себя в профессии в зависимости от их потребностей и возможностей, специализации.
Реализуются:
1) Планы профориентационной работы для каждой ступени образования;
2) Приказ МБОУ «СОШ №20» от 01.09.2017 №142-Д «Об утверждении планирования профориетационной работы МБОУ «СОШ №20» на 2016-2017 учебный год».
3) Программы профориентационной работы для каждой ступени образования:
— рабочая программы элективного курса в рамках внеурочной деятельности по физике;
— рабочая программы элективного курса в рамках внеурочной деятельности по биологии;
-рабочая программы элективного курса в рамках внеурочной деятельности по химии.
Проводятся экскурсии в Детский городок профессий Мануфактория, в Тульский «Экспериментариум», на предприятия и в образовательные организации, школьный технопарк, школьные научно-практические конференции «Путь к успеху», пришкольный лагерь «Звездный», действует школьная служба примирения.
Диагностика:
1) Анкетирование («Ориентировочно-диагностическая анкета направленности интересов»; «Учебные интересы и любимые предметы», «Мотивация к изучению различных школьных предметов»).
2) Экспресс-диагностика социальных ценностей личности.
3) Опросник «Карта интересов».
4) Методика «Профиль» (методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной).
Итоги:
- Продолжили обучение в ДПО 50% выпускников 9-х классов; 50% перешли в 10 класс и продолжили обучение в школе.
- Среди выпускников 11-классов 80% поступили в образовательные организации высшего образования, 18% в ДПО, 1 выпускник трудоустроился (90% выпускников продолжили обучение по выбранному профилю).
- Разработаны методические рекомендации для педагогов по проведению профориентационной работы.
- Заключены договоры о сотрудничестве: «Юридический полицейский колледж»; «Чернский профессионально-педагогический колледж»; «Новомосковский технологический колледж»; Узловский железнодорожный техникум – филиал МИИТ».
Файлы:
1) Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»;
2) Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3) «Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 № 3241п);
4) Комплекс мер по созданию условий для развития и самореализации учащихся в процессе воспитания и обучения на 2016 – 2020 годы, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О. Ю. Голодец 27 июня 2016 года №4455п-ПФ;
5) Распоряжение губернатора Тульской области от 02.10.2014 №504-рг «Концепция развития кадрового потенциала в Тульской области до 2030 г.».
6) План мероприятий («дорожная карта») по реализации Комплекса мер по созданию условий для развития и самореализации обучающихся в процессе воспитания и обучения на 2016-2020 годы в Тульской области (утв. Заместителем председателя правительства Тульской области 20.09.2016);
7) Программа «Профориентационная работа с учащимися общеобразовательных организаций муниципального образования город Новомосковск на 2015-2020 гг.»
8) Программа «Повышение привлекательности педагогической профессии» на территории муниципального образования город Новомосковск на 2015-2020 гг.
Файлы:
1 Овечкина С.Н. Увидеть своими глазами Новомосковская правда (31.10.2013).
2 Ларин И. С олимпийским размахом Новомосковская правда (02.2014).
3 Алексеева М. Будущее начинается здесь Новомосковская правда 2014г.
4 Алексеева М. Гранты для талантов Новомосковская правда 2014г.
5 Андрей Лифке Город, который строим мы Новомосковская правда (15.05.2014)
- Алексеева М. «Выборы в объективе» Новомосковская правда (02.10.2014).
- Алексеева М. Казань взяли! Новомосковская правда (27 ноября 2014).
- Щербатых Н. Звезды школьной вселенной Новомосковская правда 2015 год
- Алексеева М. Стартовали со всей России Новомосковская правда (февраль 2015).
- Калашникова С. Возрождение акробатических пирамид Новомосковская правда (февраль 2015)
- Энергетика пирамид Тульские известия (12 марта 2015).
- Денисова А. «Здравствуй, дорогой дедуля». Новомосковская правда (7 мая 2015).
- Алексеева М. Победе посвященная. Новомосковская правда (7 мая 2015).
Файлы: