Профессиональная ориентация обучающихся средствами реализации проекта «ЮНАГРО-Кубань»

Цель:

— создание в школе единого учебно-воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка,

— формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на профессиональное самоопределение в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе;

— привлечение педагогических коллективов школ и профессиональных образовательных организаций, обучающихся и их родителей к активной работе по профессиональной ориентации молодежи, приведению образовательных интересов школьников в соответствие с потребностями рынка труда.

Задачи:

— оказание профориентационной поддержки обучающимся в ходе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

— выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;

— возрождение уважения к труду и престижа рабочих профессий;

— информационное сопровождение профориентационной работы (возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда);

— формирование контингента обучающихся в профессиональных образовательных организациях по профессиям рабочих.

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Ступень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое )
начальное общее (1-4 кл) ранняя профилизация учащихся 1-6 классов, работа в_проекте «АгроШкола Кубань».

 

МБУДО «Центр компетенций «Ориентир»,  МБОУ ДОД ЦДТ ст. Ладожской, ГБПОУККЛМТ, СПК СК «Родина», Агрохолдинг «Кубань»

КДЦ «Ладожский»

ГУ КК ЦЗН МО Усть-Лабинский район

ЛМТ

Фермерские хозяйства.

 

Социальное
основное общее (5-7 кл) ранняя профилизация учащихся 1-6 классов, предпрофильное обучение 7-9 классы, профильное обучение,  работа в_проекте «АгроШкола Кубань».

 

МБУДО «Центр компетенций «Ориентир»,  МБОУ ДОД ЦДТ ст. Ладожской, ГБПОУККЛМТ, СПК СК «Родина», Агрохолдинг «Кубань»

КДЦ «Ладожский»

ГУ КК ЦЗН МО Усть-Лабинский район

ЛМТ

Фермерские хозяйства.

 

Социальное
основное общее (8-9 кл) ранняя профилизация учащихся 1-6 классов, предпрофильное обучение 7-9 классы,   работа в_проекте «АгроШкола Кубань».

 

МБУДО «Центр компетенций «Ориентир»,  МБОУ ДОД ЦДТ ст. Ладожской, ГБПОУККЛМТ, СПК СК «Родина», Агрохолдинг «Кубань»

КДЦ «Ладожский»

ГУ КК ЦЗН МО Усть-Лабинский район

ЛМТ

Фермерские хозяйства.

 

Социальное
среднее общее (10-11 кл) профильное обучение 10-11 классы,  работа в_проекте «АгроШкола Кубань».

 

МБУДО «Центр компетенций «Ориентир»,  МБОУ ДОД ЦДТ ст. Ладожской, ГБПОУККЛМТ, СПК СК «Родина», Агрохолдинг «Кубань»

КДЦ «Ладожский»

ГУ КК ЦЗН МО Усть-Лабинский район

ЛМТ

Фермерские хозяйства.

 

Социальное

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты): Положение о центре профориентационной работы СОШ № 19, Функциональные обязанности членов центра профориентации, План недели профориентационной работы, осенняя образовательная программа «Семечка», осенняя образовательная программа «Зернышко», проект «ЮНАГРО-КУБАНЬ»  и т.д.

 

Материально-техническое обеспечение включает в себя мастерские школы, а также в рамках сотрудничества – помещения и цеха СПК СК «Родина», Агрохолдинга «Кубань», фермерских хозяйств, других социальных партнеров.

 

Финансовое обеспечение.

Финансирование осуществляется за счет средств школы, краевого и местного бюджетов.

Так, в рамках проекта «ЮНАГРО-КУБАНЬ» предусмотрены ремонт кабинета физики: электрификация, приобретение оборудования, ремонт кабинета химии: подвод воды к каждой парте, приобретение оборудования для уроков химии.

 

Психологическое и эмоционально-комфортное сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся.

Психологическое изучение склонностей и способностей, типов личности, насколько совпадает выбранная профессия со склонностями и способностями и с типами личности и характером, насколько школьник эмоционально устойчив и коммуникабелен. Ведение элективных курсов профориентационной направленности.

 

Порядок организации межведомственного взаимодействия (наличие договоров о сотрудничестве, с какими организациями, типы сотрудничества)

— договор б/н от 01.09.2016 г. с МБУ ДО «Центр компетенций «Ориентир», совместной деятельность сторон, направленная на создание условий для дополнительного образования детей по социально-педагогической, технической, технической, туристско-краеведческой и художественной направленности,

— договор с МБОУ «Центр диагностики и консультирования» от 09.01.2017 г. услуги психологического характера, в том числе оказание помощи обучающимся в профориентации в форме диагностики и консультаций,

— договор б/н с ГБПОУ КК ЛМТ о профориентационной работе

 

Особенности взаимодействия общеобразовательной организации и межшкольных учебно-производственных комбинатов и использования их ресурсов для профориентации и самореализации обучающихся в общеобразовательных организациях:

для учащихся проводятся квест-игры, внеклассные занятия с использованием оборудования, семинары с педагогическими и руководящими кадрами по обмену опытом.

Файлы:

В рамках профориентационной работы осуществляются ранняя профилизация обучающихся 1-6 классов, предпрофильное обучение обучающихся 7-9 классов, профильное обучение обучающихся 10-11 классов, работа в проекте «АгроШкола Кубань».

 

Краткое содержание профориентационной работы

 

Основные направления работы

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 кл)
Профориентационная работа в рамках уроков создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. — Беседы с примерами об интересующих профессиях,

— Конкурс рисунков «Кем быть»,  конкурс рисунков о труде и выставках детских поделок,

— Написание сочинений на тему «Пусть меня научат», «Кем быть?», «Профессии моих родителей».

— Практикум «Как правильно организовать свое рабочее место?»

На уроках русского языка словарная работа.

На уроках чтения знакомство с алфавитом профессий. На уроках математике решение тематических задач и т.д.

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС Развитие осмысленного запоминания, дифференцированного восприятия, произвольного внимания, развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий. Курс второй половины дня «Окружающий мир»,

экологические акции,

участие в образовательных лагерях, участие в конкурсе исследовательских работ,

тематические выставки,

оформление рекреаций и стендов, организация длительных образовательных игр.

Воспитательная работа Осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире, совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Цикл классных часов и экскурсий:

— какие  профессии живут в нашем доме,

—  встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки),

—  трудовые поручения в школе и дома,

— экскурсия в школьные мастерские.

Встречи с людьми различных профессий.

Проекты по направлению.  Работа на пришкольном участке. Образовательные экспедиции.

основное общее (5-7 кл)
Профориентационная работа в рамках уроков На уроках технологии: разделы «Кулинария», «Машиноведение». Уроки русского языка в разделе «Лексика» (профессионализмы), словарная работа, конкурс эссе, сказок о профессиях родителей. Работа с проектами «Моя будущая профессия».  Конкурс стихотворений «Люди моей станицы» и т. д..
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС Участие в проектах «Школа инженерной культуры»,

Диагностика: «Когда общение становится профессией», «Диагностика в профильной подготовке».

Проектная деятельность учащихся. Экологические акции. Образовательные экспедиции.

Участие в профильных лагерях.  Оформление рекреаций и стендов. Организация квест –игр и длительных образовательных игр.

Воспитательная работа Встречи с интересными людьми (профессионалами).

Практическая, трудовая, общественно-значимая работа. Тематические классные часы:

«Предприятия нашего района, станицы, региона (походы, экскурсии)»,

«Всякий труд надо уважать». Квест-игра по профессиям.

основное общее (8-9 кл)
Профориентационная работа в рамках уроков Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда Элективные курсы, уроки технологии, приглашение на уроки экономической географии представителей сельхоз профессий и т.д.. Проектная деятельность учащихся.
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС помочь старшеклассникам сделать осознанный выбор профессии.

•    формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора,

•    повышение компетентности учащихся  в области планирования карьеры.

Психолого-педагогическое сопровождение проекта.

Участие в профильных лагерях

Летняя практика

Экскурсии на предприятия, в том числе АПК района, края. Встречи с фермерами, предпринимателями. Организация длительных образовательных игр. Проектная деятельность учащихся – участие в проекте «Школа реальных дел».

Воспитательная работа оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

 

Классные часы, беседы о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства, знакомство с правилами выбора профессии, проведение КВН и брейн-рингов по направлению. Организация длительных образовательных игр.Трудоустройство несовершеннолетних.
среднее общее (10-11 кл)
Профориентационная работа в рамках уроков Обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы среднего общего образования; создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общими профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования. Индивидуальный учебный план,  элективные курсы,

написание тематических сочинений.

 

Воспитательная работа Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Сотрудничество с ВУЗ, СУЗ, внешний мониторинг.

Участие в профильных лагерях. Летняя практика.

Организация длительных образовательных игр. Экскурсии, экологические акции, беседы, встречи  с участием представителей разных профессий. Трудоустройство несовершеннолетних. Проба в профессии,

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная  работа.

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в соответствии выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности.

Принцип соответствия потребностей личности и общества выражается в соответствии выбираемой профессии личностью и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. В этом определенную роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Принцип воспитывающего характера профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармоничной личности, в единстве нравственного, трудового, экономического, эстетического, правового и физического воспитания.

Принцип развития личности школьника в процессе профориентационной работы связан: с новым типом ведущей деятельности — учебно-профессиональной; с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием; с расширением диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности; с развитием мышления, философской рефлексия; тяги к абстрагированию, широким обобщениям, поиску общих закономерностей и принципов, стоящих за частными фактами; с. увеличением степени индивидуализации в интересах и способностях, с формированием активной жизненной позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей; с осознание себя в качестве частицы, элемента социальной общности (социальной группы, нации и т.д.), выбор своего будущего социального положения и способов его достижения; расширением круга личностно значимых социальных отношений; с усилением личностного контроля, самоуправления; становлением устойчивого самосознания и стабильного образа «Я».

 

Наличие профильных предметов, факультативов спецкурсов, элективных курсов и др.

основное общее (8-9 кл) Практикум по математике, Учусь общаться, Решение физических задач, Решение химических задач, Современная грамматика английского языка, Имею право знать, Здоровый образ жизни, Я и мой выбор профессии, Информационная работа, профильная ориентация
среднее общее (10-11 кл) Алгебра и начала анализа, геометрия, физика, химия, биология, обществознание, экономика, введение в агробизнес, практикум по математике, ключевые задачи планиметрии, уравнения, неравенства и их системы, ключевые задачи стереометрии, решение химических задач, финансовая грамотность, мир. Общество. Человек., русское правописание, личность в истории России, решение физических задач

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013-14 2014-15 2015-16
Общее количество выпускников 9-х классов 69 60 70
Количество выпускников профильных классов, всего
Обучение  в 10  классе 31 20 32
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 32 35 35
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена) 6 5 3
Трудоустроившиеся выпускники 0 0 0

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013-14 2014-15 2015-16
Общее количество выпускников 11-х классов 37 23 29
Количество выпускников профильных классов, всего 7 8 29
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 1 0 3
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 36 23 26
Трудоустроившиеся выпускники 0 0 0

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников профильных классов

Профили

обучения

Количество выпускников,  поступивших в  профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, чел. Количество  выпускников  профильных классов, поступивших по профилю обучения, чел. Количество трудоустроившихся

выпускников, чел.

в ВУЗы в профессиональные образовательные организации
Учебный год Учебный год Учебный год Учебный год
2013

-14

2014-

15

2015-16 2013-14 2014-15 2015-16 2013-14 2014-15 2015-16 2013-14 2014-15 2015

-16

технологический
физико-математический 16 16
естественно-научный 7 8 7 8
филологический
социально-гуманитарный 13 10 3
социально-экономический
без профиля 30 15 29 15
всего 37 23 29 36 23 26

 

Полученные результаты (количественные и качественные показатели) и социальные эффекты профориентации и самореализации обучающихся (критерии оценки: когнитивный, социально-психологический; мотивационный; деятельностный)

Основные критерии готовности личности к самоопределению можно подразделить на когнитивные (информационные), эмоционально-оценочные, действенно-практические (деятельностный, поведенческий).

Среди показателей результативности профориентационной работы можно выделить такие критерии: высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном выборе профессии (определятся по наблюдениям, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию); насыщенное использование возможностей учебно-воспитательного процесса для создания у учащихся необходимой профориентационной основы; наличие системы профориентационной работы с целью развития профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональных намерений.

Эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, и работают по ним.

С педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. Чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.

Если учащиеся заранее наметили и согласовали свои планы жизненного и профессионального самоопределения, то процент школьников, добившихся реализации своих планов, служит одним из показателей эффективности профориентации при условии, что намеченные ранее планы отвечают потребностям региона, страны в кадрах определенных профессий и требуемого уровня квалификации.

Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу в СПТУ, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

 

 

Файлы:

  1. «Медиа СD от «Кирилла и Мефодия. URL: http://edu.km.ru/
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. URL: http://vip.km.ru/vschool/demo/education.asp?subj=292
  3. Издательский дом «Первое сентября». URL: http://www.1september.ru/ru/
  4. Интернет школа Просвящение.ru. URL: http://teleschool.demo.metric.ru/
  5. Школьный сектор. URL: http://school-sector.relarn.ru/

Файлы:


Методические материалы размещены на сайте общеобразовательной организации по адресу: http://school19ust-lab.ucoz.com/index/dokumenty/0-127, а также опубликованы в газете «Сельская новь».

Файлы:


Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *