Профессиональная ориентация обучающихся средствами организации учебно-производственных бригад

Цель:

— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

— выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

1) формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

2) формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора.

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Ступень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое )
начальное общее (1-4 кл) Экскурсии ООО «Курсор» социальное
основное общее (5-7 кл) Экскурсии ООО «Курсор» социальное
основное общее (8-9 кл) Экскурсии,

Трудоустройство на летний период

 

Диагностика

ООО «Курсор»

 

 

 

 

 

Михайловский Центр занятости

Социальное

 

 

 

 

Методическое, организационно – правовое, трудоустройство в учебно-производственные бригады

 

среднее общее (10-11 кл) Трудоустройство на летний период

 

Диагностика

ООО «Курсор»

 

 

 

 

Михайловский Центр занятости

Социальное

 

 

 

Методическое, организационно – правовое, трудоустройство в учебно-производственные бригады

 

 

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения:

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты)

Федеральные акты

  1. Закон ФЗ-273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года /Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р/;
  3. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации /Приказ Министерства образования РФ от 22.10.1999 № 636/;
  4. О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в Российской Федерации /Решение Коллегии Министерства образования РФ от 29.03.1995 №7/1/:
  5. Приложение 1. «Положение о службе практической психологии образования в Российской Федерации»;
  6. Приложение 2. «Статус практического психолога службы практической психологии образования»;
  7. Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации /Постановление министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 №1/ (полный текст Постановления приводится в Приложении 1.);
  8. Об утверждении положения об организации профессиональной ориентации в Федеральной государственной службе занятости /Приказ ФСЗ России от 02.02.1994 №15 (Д)/;
  9. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования /Приказ Министерства образования РФ от 18.07.2002 № 2783/;
  10. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003-2004 учебный год /Письмо министерства образования РФ от 20.08.2003 № 03-51-157 ин/13-03/;
  11. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования /Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089/;
  12. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования /Приказ министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312/;
  13. О сертификации методических материалов по профориентации /Письмо ФСЗ РФ от 26.07.94 №П-3-11-906/ (полный текст Письма приводится в Приложении 3.)
  14. Об использовании этических норм профконсультанта службы занятости /Письмо ФСЗ РФ от 15.09.94 №С-3-8-31/.
  15. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения».
  16. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010г. N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов».
  17. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающегося в условиях непрерывного образования (проект ФИРО).
  18. ФГОС основного общего образования. Утвержденприказом Министерства образованияи науки Российской Федерацииот «17» декабря 2010 г. № 1897.
  19. ФГОС среднего общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413

 

Локальные нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение законодательства об образовании, Устава образовательного учреждения.

  1. Положение о профориентационной работе в образовательном учреждении
  2. Положение о кабинете профориентации
  3. Функциональные обязанности ответственного за профориентационную работу в образовательном учреждении
  4. Приказ об организации предпрофильной подготовки обучающихся основной школы.
  5. Положение о курсах по выбору в рамках предпрофильной подготовки обучающихся IX классов.
  6. Положение о психолого-педагогическом сопровождении предпрофильной подготовки.
  7. Положение о портфолио — индивидуальной накопительной оценке обучающихся.
  8. Приказ об утверждении учебного плана образовательного учреждения
  9. Рабочие программы профильных предметов и элективных курсов.
  10. Приказ о внесении изменений в функциональные обязанности работников, ответственных за профильное обучение, профориентационную работу (заместителя директора по учебной работе, классного руководителя, педагога-психолога, учителей).

 

Материально-техническое  обеспечение (обеспеченность предметными кабинетами, лабораториями, мастерскими, школьными цехами/участками/предприятиями; библиотека, медицинский кабинет, наличие уголка (кабинета) по профориентации, кабинет психолога, т.п. )

мастерские, библиотека, медицинский кабинет, уголок профориентации, кабинет психолога, учебно-опытный участок, парк-дендрарий, компьютерный класс.

Компьютерный класс содержит:

  • компьютеры с программным обеспечением для создания базы данных;
  • компьютеры для самостоятельного получения консультаций;
  • комплекты аудио-, видеотехники с материалами по теме; телефоном;
  • справочники по организациям СПО, вузам;
  • профессиографический материал;
  • портативные компьютеры (ноутбуки) с программами по профориентации и психологическому тестированию;
  • принтеры;
  • сканеры

 

Информационное обеспечение: статьи в газете «Михайловские вести»

 

Кадровое обеспечение: классные руководители, проходят переподготовку раз в 3 года по графику, педагог-психолог, первая кв. категория

 

Психологическое и эмоционально-комфортное сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся.

Знакомство с интересами, возможностями и способностями детей начинается с периода их дошкольной подготовки. Впервые наши будущие ученики встречаются с психологом на развивающих занятиях в «Школе будущего первоклассника». Затем начинается процесс изучения личностного развития учащихся. Составляются таблицы по классам, куда заносятся необходимые показатели развития ребенка (уровень готовности к школьному обучению, развитие познавательных процессов и УУД). Диагностика охватывает всех обучающихся, проводится систематически и планово в соответствии с утвержденным в лицее мониторингом. Таким образом, к школьному этапу профессионального самоопределения на каждого школьника имеются определенные данные о его развитии. Психолог обязательно присутствует на классных часах  и предоставляет результаты диагностики интересов учащихся, их интеллектуальных способностей и типа мышления. Все это учитывается при формировании учебного плана. В ноябре каждого учебного года восьмиклассники опрашиваются на предмет удовлетворенности образовательным и профориентационным процессом. Ребята должны отметить, нравится ли им выбранный предмет, как они справляются с заданиями, понятно ли материал излагается учителем, читают ли они дополнительную литературу по предмету и т.д. Если из 10 предложенных позиций более половины отмечается минусом, за ребенком ведется индивидуальное наблюдение.

Серьезная работа по определению профессионального будущего старшеклассников начинается в 9 классе, где уже несколько лет преподается курс Селевко Г.К. «Самоопределение личности». На занятиях изучаются интересы и склонности обучающихся, тип нервной деятельности, темперамент, обосновывается их влияние на правильный выбор профессии. Используются различные методики профессиональной направленности. Всегда вызывает неизменный интерес старшеклассников методика Холланда, которая позволяет выявить направленность личности по отношению к определенному типу деятельности. Суть концепции Холланда состоит в том, что профессиональная успешность, удовлетворенность трудом зависят от типа личности и типа профессиональной среды. Такое соответствие позволяет человеку более полно раскрыть свои способности, реализовать жизненные установки. Каждый учащийся получает информацию о том, какие способности и личные качества должен иметь представитель данного типа, а также список рекомендуемых для него профессий. Ребята соотносят свои возможности с требованиями данной профессиональной среды, обнаруживают их совпадение или, при отсутствии определенных позиций, видят необходимость пересмотра результатов. Так возникает потребность в индивидуальной консультации.

Результаты всех диагностических процедур обобщаются и доводятся до сведения обучающихся. Для них это мощный стимул к самосовершенствованию и развитию. Некоторая информация доводится до сведения учителей, дополняя их собственные наблюдения, и родителей, чья помощь в интенсивном развитии определенных качеств личности их ребенка чрезвычайно важна.

Если у кого-то обнаруживаются серьезные проблемы в развитии профессионально важных качеств, то намечается план формирования требуемых способностей. Психологом могут быть предложены тренировки по развитию нужного вида памяти, внимания, пространственного мышления и др. Затем необходимо обстоятельное обсуждение результатов работы, возникающих сложностей и путей их преодоления.

Особенно интересно старшеклассникам занятие, на котором они знакомятся с карьерой известных людей. Изучая их путь восхождения к высотам профессии, осознают, что в первую очередь человеку помогают трудолюбие, настойчивость в достижении цели, а не связи и протекция, что удача и везение не гарантируют успеха.

Бывает, что молодые люди нуждаются в эмоциональном одобрении своих ценностей и желаний, особенно, когда их взгляды расходятся с мнением родителей, и тогда содержанием профориентационной поддержки становятся понимание и принятие жизненных ценностей старшеклассников, беседы о том, как сохранить добрые отношения в семье и убедить взрослых прислушаться к мнению своего ребенка.

Часто приходится исследовать истинные и мнимые мотивы выбора сферы труда. Иногда обнаруживаются завышенные притязания или деформированная самооценка, иногда молодому человеку требуется совершить значимый для него выбор, когда одно предпочтение надо оставить ради другого (например, спорт ради математики или музыку ради иностранного языка).

В целом индивидуальная консультационная работа не имеет определенного алгоритма. Ее цель – активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных знаний о своих способностях и перспективах их развития.

Файлы:

Краткое содержание профориентационной работы

Основные направления работы

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 кл)
Профессиональное просвещение

Пропедевтический этап

формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий»  и др.;

— Организация и проведение экскурсий на предприятия;

— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

Учебно-производственная бригада «Солнышко»

основное общее (5-7 кл)
Профессиональная диагностика

Этап поисковой направленности

развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий»  и др.;

— Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

Учебно-производственная бригада «Огородник»

 

основное общее (8-9 кл)
Профессиональная диагностика

Этап развития профессионального самосознания

уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий»  и др.;

— Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

Учебно-опытническая бригада «Овощевод»

Отряд «ВожатыЙ»

среднее общее (10-11 кл)
Профессиональное корректирование

Этап уточнения социально – профессионального статуса

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий «Мир профессий»  и др.;

— Тестирование и анкетирование учащихся с целью выявления профнаправленности;

— Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).

— Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;

— Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;

— Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе, в учреждениях дополнительного образования;

— Проведение мероприятий по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.

Учебно-опытническая бригада «Садовод»

Отряд «Вожатый»

Работа в газете «Михайловские вести»

Работа в районной газете «Единство»

 

Содержание программы

Ступень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл)

основное общее

(8-9 кл)

среднее общее (10-11 кл)
Задачи ·         Формирование у учащихся нравственной установки выбора профессии, интереса к наиболее распространённым Формирование профессиональных намерений, осознания своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе Формирование психического новообразования «выбор профессии». ·         получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;

·         обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;

·         дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;

·         выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона

 

Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) активные активные Активные, интерактивные Активные. интерактивные

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная  работа

«Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.

Последним принципом в этой группе является принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.»7

«В профессиональной ориентации есть группа принципов, тесно связанных (и во многом пересекающимися) с общепедагогическими принципами. Это следующие принципы:

  • Связь профориентации с жизнью, трудом, практикой, предусматривающей оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органичном единстве с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
  • Связь профориентации с трудовой подготовкой школьников –это принцип, предусматривающий хорошую постановку трудового воспитания и обучения. В отрыве от трудовой подготовки профориентация приобретает черты абстрактности, призывности, оторванности от практики, от общих задач трудового и профессионального становления личности;

А также:

  1. Многообразие форм и методов работы
  2. Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов
  3. Преемственность в работе, сохранение лучших традиций
  4. Самоактивизация,способность искать внутренние резервы в работе
  5. Профессиональное содружество
  6. Вера в успех, в свои возможности.

 

Удельный вес авторских программ в общем объеме реализуемых программ,  10 %

Доля программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, а также дальнейшее содействие в их совершенствовании в общем объеме реализуемых программ – 60 %.

 

Наличие профильных предметов, факультативов спецкурсов, элективных курсов и др. (перечислить для каждой ступени образования):

начальное общее (1-4 кл) Внеурочная деятельность «Твои возможности»
основное общее (5-7 кл) Внеурочная деятельность «Твои возможности»
основное общее (8-9 кл) Кл. часы, уголок профориентации
среднее общее (10-11 кл) Кл. часы, уголок профориентации.

 

Формы участия родителей/законных представителей обучающихся в профориентационных мероприятиях общеобразовательных организаций

  • проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • анкетирование родителей учащихся;
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
  • привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
  • избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
  • создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.

 

Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов):

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2014 2015 2016
Общее количество выпускников 9-х классов 13 11 16
Количество выпускников профильных классов, всего 0 0 0
Обучение  в 10  классе 6 8 11
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 5 2 4
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена) 1 1 1
Трудоустроившиеся выпускники 1 0 0

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2014 2015 2016
Общее количество выпускников 11-х классов 11 9 6
Количество выпускников профильных классов, всего 0 0 0
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 5 4 4
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 6 4 1
Трудоустроившиеся выпускники 0 1 1

 

Полученные результаты (количественные и качественные показатели) и социальные эффекты профориентации и самореализации обучающихся (критерии оценки: когнитивный, социально-психологический; мотивационный; деятельностный)

Критерии Показатели
9 класс 10-11 классы
Когнитивный

(К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионально

го выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно- ценностный

(М-Ц)

1. Заинтересованность в получении знаний.

2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.

3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.

4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).

3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический (Д-П) 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.

3. Ориентация на творчество.

4. Стремление к совершенствованию ПВК.

Файлы:

  1. Иваницкая, Ю.В. Профориентационная направленность в экологическом образовании [Текст] : (опыт зарубеж. стран) / Ю. В. Иваницкая // Биологическое и экологическое образование: методология, теория, методика, практика / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). — СПб.: Тесса, 2010.
  2. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Академия, 2010. – 493 с.
  3. Ремизов, А. Профориентация: на что способна школа? [Текст] / А. Ремизов // Директор школы: науч.-метод. журн. . — 2011. — № 3. — C. 74-80
  4. Родичев, Н.Ф. Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе [Текст] / Н. Ф. Родичев // Профильная школа : учеб.-метод. и науч.-практ. журн. — 2010. — № 6(45). — C. 3-10.
  5. Сайтханов, А.Ф. Основы социальной реабилитации и профориентации [Текст]: учеб. пособие / А. Ф. Сайтханов. — Уфа : Изд-во Уфим. фил. ГОУ ВПО «МГГУ», 2010. — 213 с.

Файлы:


Статьи опубликованы в газете «Михайловские вести».

Методическая копилка размещена на сайте общеобразовательной организации по адресу: http://chapaevskaya2015.edusite.ru

Файлы:


Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *