Профессиональная ориентация обучающихся на освоение профессий сельскохозяйственной отрасли в условиях лицея

Регион:
Кабардино-Балкарская Республика

Наименование общеобразовательной организации:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Лицей №7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»

Цель:

— оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

— формирование у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии с основной образовательной программой Лицея, а также со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

— реализовать деятельность по профессиональному просвещению обучающихся;

— реализовать деятельность по профессиональной диагностике обучающихся;

— реализовать деятельность по профессиональному консультированию обучающихся.

Комплекс мер по профориентации носит психолого-педагогический характер, помогающий школьнику определиться в выборе будущей профессии в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями.

Содержание профориентационной работы предполагает ряд принципов, в соответствии с которыми происходит выбор старшеклассниками будущей профессии: принцип сознательности, принцип активности, принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах, принцип развития.

Содержание лицейского образования на уровне  основного и среднего общего образования в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Лицей № 7 имени Шуры Козуб с. Новоивановского»  реализуется средствами  современных образовательных технологий. Все обучающиеся 8-11 классов изучают общепрофессиональные разделы: сельскохозяйственные работы, основы механизации, строительного дела, организация крестьянских (фермерских) хозяйств.

 

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения.

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты)

  1. План профориентационной работы на учебный год.
  2. План работы психолога по профориентации на учебный год.
  3. Программы предпрофесиональной подготовки по 4 специальностям повар, овощевод, облицовщик-плиточник, тракторист.
  4. Должностные инструкции учителя, мастера производственного обучения.
  5. Положение о предпрофесиональной подготовке.
  6. Положение о летней трудовой практике.
  7. Положение об элективных курсах.
  8. Положение о школьном опытно-экспериментальном участке.

 

Материально-техническое обеспечение (обеспеченность предметными кабинетами, лабораториями, мастерскими, школьными цехами/участками/предприятиями; библиотека, медицинский кабинет, наличие уголка (кабинета) по профориентации, кабинет психолога)

Учебный корпус размещен в трехэтажном типовом кирпичном здании, имеет 29 учебных кабинетов (в том числе специализированные кабинеты химии, физики, биологии, 2 кабинета информатики) общей площадью 6425  кв. метров, спортивный зал с оборудованными раздевалками, действующими туалетами, тренажерный зал, актовый зал, мастерские для проведения уроков технологии, столовая на 220 посадочных мест, библиотека и читальный зал, оборудованный 5 ноутбуками с выходом в Интернет. На территории Лицея расположены огород и цветники — для прохождения практической части программ предпрофессиональной подготовки и обеспечения трудового воспитания обучающихся.

 

Обеспечение учебно-методической литературой и медианосителями

Уровень дошкольного образования Уровень НОО Уровень ООО Уровень СОО Учебниками Учебно-методической литературой Художественной литературой
50% 90% 80% 90% 537 320 5044

 

Оснащённость учебно-наглядными пособиями и лабораторным оборудованием                                                                                                       

Укомплектованность учебно-наглядными пособиями Лабораторное  оборудование (соответствие норм.требов.) Рабочее состояние
Уровень дошкольного образования Уровень НОО Уровень ООО Уровень СОО В полной мере Удовлетворительное
80% 85% 80% 75%

Оснащенность компьютерной техникой

В настоящее время в учреждении реализуется Программа информатизации, затрагивающая все направления деятельности Лицея.

«Компьютерный парк» лицея представлен 59 компьютерами, 14 принтерами,   9 ноутбуками, 10 интерактивными досками, 12 проекторами, МФУ, сканерами, системой электронного тестирования на 24 места. В среднем, на 1 компьютер – 5 учеников. В Лицее оборудована электронная учительская, библиотека также оборудована 5 рабочими местами с выходом в Интернет. В дошкольном корпусе Лицея имеются  6 компьютеров, 3 единицы копировальной техники,  2 видеопроектора.

Все кабинеты начальных классов оборудованы компьютерной техникой в соответствии с ФГОС НОО.

Информация о профориентации имеется на сайте организации и регулярно обновляется (www.novoivan.shkola.hc.ru)

 

Кадровое обеспечение    

Уровень квалификации педагогических работников на конец 2016-2017 учебного года: соответствуют занимаемой должности – 12 (из них 4 воспитателя); имеют первую квалификационную категорию  – 7 (из них 4 воспитателя); имеют высшую квалификационную категорию  – 14. Всего имеют квалификационные категории – 21, % от общего количества педагогов – 46,6%.

Количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования в 2016-2017 учебном году: всего – 24 человек.

 

Психологическое сопровождение системы профориентационной работы

Психологическое сопровождение системы профориентационной работы осуществляется психологом лицея, основной задачей кото­рого в данном направлении деятельности является постепенное формирование у обучающегося внутренней готовности к осознанному и самостоятельному плани­рованию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и пер­спектив.

Основными направлениями работы по психологическому содействию профессиональному самоопределению являются следующие:
I. Активизация профессионального и личностного самоопределения учащихся. Главной целью активизации профессионального и личностного самоопределения является формирование его субъекта, то есть самостоятельной, ответственной личности, способной ставить перед собой жизненные цели и достигать их. На этапе выбора профиля обучения цель использования активизирующих профориентационных методик в работе со старшеклассниками состоит в актуализации проблемы профессионального самоопределения в сознании учащихся, включении их в совместную деятельность по решению соответствующих задач, формировании конкретных практических навыков и уверенности в возможности решить данные задачи самостоятельно. В практике современного профконсультирования разработано большое количество активизирующих профориентационных методик, техник и процедур (профориентационный игры и игровые упражнения, бланковые и карточные активизирующие методики, карточные информационно-поисковые технологии, настольные профориентационные игры, активизирующие опросники и пр.).
II. Информационное обеспечение профессионального самоопределения учащихся. В рамках этого направления дети получают сведения о мире профессий, условиях труда и требованиях, предъявляемых к работнику, системе профессионального образования, структуре рынка труда, системе службы занятости и трудоустройства, службе психолого-педагогической поддержки профессионального и личностного самоопределения, правовой защите и охране труда и пр.
III. Психологическая диагностика особенностей профессионального самоопределения. На этапе предпрофильной подготовки психологическая диагностика может иметь разные цели. Так, при выполнении диагностических методик происходят два процесса: во-первых, это активизация размышлений учащихся о собственных профессиональных предпочтениях; во-вторых, самопознание своих профессиональных интересов и склонностей.

Результаты диагностики представляют интерес, прежде всего для самих детей. Другая цель, составление объективного представления о профессиональных склонностях детей, включающего не только информацию об их интересах, желаниях и предпочтениях, но и знание их реальных способностей и достижений в тех или иных предметных областях.

Файлы:

 

Созданная в школе система работы с учащимися и родителями предусматривает начало профессионального самоопределения уже в 1 классе, что позволяет осуществлять комплексный подход к созданию развивающей среды для учащихся.

Профориентационная работа основана на постоянном взаимодействии педагога-психолога, классного руководителя, педагога социального с учащимися и их родителями.

Этапы профориентационной работы

Профориентационная работа в школе включает четыре этапа:

1 этапначальная школа. На данном этапе учащиеся знакомятся с миром профессий в сельском хозяйстве через такие формы работы, как экскурсии, беседы, утренники, устные журналы, встречи с интересными людьми, участие в проектах «Календарь профессий» и «Подарок профессии». Каждая ступень начальной школы работает в определенном направлении:

1 классы знакомятся с сельскохозяйственными профессиями, приобретают первые практические навыки в выращивании растении, имеют небольшой земельный участок, где проводят практические занятия;

2 классы – отдают предпочтение профессиям в сфере транспорта;
3 классы – знакомятся с профессиями в области почтовой связи;
4 классы – изучают особенности профессии в сфере обслуживания.
Формы работы с учащимися начальных классов используются самые разные: «Карнавал профессий», утренники, экскурсии, оформление альбомов «Люди разных профессий», конкурсы рисунков, ролевые игры.

С учащимися 3-4 классов проводятся первые психологические игры.
Уже в начальной школе ребятам предоставлена возможность выбора собственной образовательной траектории. Учащиеся выбирают уровень изучения иностранного языка, занятия по интересам, кружковые занятия, могут развивать свои творческие способности через обучение в классах общеэстетической направленности.

На 2 этапе – 5-7 классы. Профориентационная работа находит свое продолжение через деловые игры, профориентационные игры, игры-погружения, игры-путешествия. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире.

Учащиеся 5-7 классов изучают многообразие рабочих профессий, делают первые шаги в проектной деятельности. В ходе данной работы собран материал о профессиях родителей учащихся.

На 3 этапе – 8-9 классы. Работа предусматривает целенаправленную профориентационную работу среди учащихся, направленную на содействие осознанному выбору направления предпрофесиональной подготовки, а в дальнейшем – и профессии. Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынке труда. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре.

4 этап – 10-11 классы. В системе профориентационной работы является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.

Используются различные формы работы с учащимися старшей ступени: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Продолжается работа по созданию профессиограмы, в которых отражены психофизические особенности профессий, расширяется база данных об учебных заведениях сельскохозяйственной направленности.

Профориентационная работа ведётся через систему практических занятий, диагностирование личностных особенностей, индивидуальное консультирование, совместной работы с семьей.

 

Содержание профориентационной работы

С учетом психологических и возрастных особенностей обучающихся можно выделить содержание профориентационной работы в общеобразовательной организации:

1-4 классы: формирование у обучающихся младших классов ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности;

5-7 классы:  развитие у обучающихся познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью  человеку;

8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое
и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям;

10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

На каждом этапе профориентационной работы предусмотрено обязательное проведение классных часов по профориентационной тематике
с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде). Если говорить
о классных часах в работе с обучающимися, то очень значим их уровень коммуникативной культуры, ведь сегодня успешен тот, кто является профессиональным коммуникатором. Профессиональная деятельность чаще ориентирована (сопоставима) на общение с людьми, поэтому ведётся целенаправленная работа  над расширением возможностей в познании мира, себя, окружающих, над повышением социальной компетентности,
по овладению старшеклассников искусством самопрезентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности обучающихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и обучающимися проводят классные руководители.

 

Основные направления работы

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 кл)
Профессиональное информация (профпросвещение);

 

Формируется представление о мире профессий в сельском хозяйстве, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. Ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.
основное общее (5-7 кл)
 

Профессиональная консультация;

 

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую; Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.
основное общее (8-9 кл)
Профессиональный отбор и профессиональный подбор;

 

Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта.
среднее общее (10-11 кл)
Производственно — профессиональная адаптация.

 

Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

 

Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

 

 

 

Содержание программы

Ступень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл)

основное общее

(8-9 кл)

среднее общее (10-11 кл)
Задачи — познакомить учащихся  с различными профессиями;

— создать условия для выявления способностей детей к определенным видам деятельности и их развития;

— способствовать расширению уровня социального общения, познакомить с профессиями людей, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни в социуме;

-информировать о средствах и источниках существования человека, о роли труда в жизни личности и общества, о деньгах как эквиваленте человеческого труда;

—  создать условия для развития трудовых навыков, воспитывать трудолюбие.

 

— содействовать  расширению представления о многообразии профессий;

— способствовать формированию разнообразных интересов, склонностей и способностей учащихся;

— воспитывать у детей уважение к труду;

—  способствовать формированию ответственного отношения к порученному делу, готовности к любому бытовому труду;

— побудить учащихся к осознанию своего профессионального выбора и целей в жизни.

 

-провести диагностическую работу с подростком с целью первичного выявления его профессиональных интересов;

— содействовать формированию осознанности, взвешенности и реальности профессионального выбора, который может сделать подросток;

— помочь подростку прикоснуться к предполагаемой профессиональной деятельности.

 

— создание условий для осознания учащимися своих возможностей и

способностей

в сравнении со сверстниками и идеалом (идеальной формы социальной и профессиональной взрослости);

–осмысления образа будущей профессиональной деятельности, выбора будущей профессиональной области;

–определения

«что хочу»,

«что могу»,

«что буду делать для подготовки к выбранной профессиональной деятельности»

— психологической готовности к внуттренним компромиссам

на пути к успеху;

–определения приоритетной модели

поведения в ситуациях

жизненного и профессионального

кризиса.

Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) Участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к отдельным профессиям Через различные виды практической деятельности, среди которых ведущими являются познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии Школьники вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора элективных курсов и в дальнейшем — профессии;

 

Профессиональная ориентация на базе углубленного изучения отдельных предметов, особое внимание формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в самореализации и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

 

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Ступень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое)
начальное общее (1-4 кл) пассивные СХПК «Ленинцы» социальное
основное общее (5-7 кл) активные СХПК «Ленинцы» социальное
основное общее (8-9 кл) Профессиональная диагностика и консультация СХПК «Ленинцы» социальное
среднее общее (10-11 кл) Профессиональная направленность СХПК «Ленинцы» социальное

 

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная  работа

Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.

Принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии  выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии.

Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения.

 Принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта  и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т.п.

  • Принцип реалистичности предполагает учет конкретной социально-экономической ситуации в регионе и стране в целом.
  • Принцип практико-ориентированности. Создание условий для прохождения обучающимися профессиональных проб, производственных практик.
  • Принцип системности предполагает приобщение к профориентационной работе всех категорий специалистов с четким наделением их конкретными задачами в обеспечении полноценного психолого-педагогического сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся.
  • Принцип преемственности. Профориентационная работа в системе образования выстраивается по возрастной вертикали от уровня дошкольного общего образования к образовательным организациям профессионального образования и далее в производственную или социальную сферы.
  • Принцип взаимосвязи действий участников профориентационной работы. Целенаправленность и взаимообусловленность действий и мероприятий, осуществляемых различными социальными институтами (семьей, общеобразовательной и профессиональной организациями, учреждениями и организациями, включенными в систему профориентационной работы).
  • Принцип взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов к проведению профориентационной работы. Недопустимость противопоставления одного подхода другому. Каждый из них решает свои задачи.
  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их профессиональных интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровня успеваемости.
  • Принцип оптимального сочетания различных форм и методов работы. Применение традиционных и инновационных методов и форм воспитательной работы в зависимости от цели и содержания этой работы с учетом возрастных, социальных и индивидуальных особенностей обучающихся и их родителей.

 

Соотношение базовой и вариативной частей программ профориентации для обучающихся:

1-4 классы  —  базовая часть 95% , вариативная- 5%

5-7 классы — базовая часть 94% , вариативная- 6%

8-9 классы — базовая часть 92% , вариативная- 8%

10-11 классы — базовая часть 90% , вариативная- 10%

Удельный вес авторских программ в общем объеме реализуемых программ — 20 %

Доля программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, а также дальнейшее содействие в их совершенствовании в общем объеме реализуемых программ – 15 %

 

Наличие профильных предметов, факультативов спецкурсов, элективных курсов и др.

начальное общее (1-4 кл) Предметы:

Технология (сельскохозяйственный труд)

основное общее (5-7 кл) Предметы:

Технология (сельскохозяйственный труд), общественно – полезный труд

основное общее (8-9 кл)  Предметы:

Физика, химия, биология, черчение

Технология:

Специализация «Общественное питание»- профессия  «Повар»

Специализация «Сельское хозяйство»- профессии «Тракторист», «Овощевод»

Специализация «Строительные, монтажные и ремонтно–строительные  работы»

профессия  «Облицовщик плиточник»

среднее общее (10-11 кл) Предметы:

Физика с основами с/х, химия с основами с/х,

биология с основами с/х,

Технология:

Специализация «Общественное питание»- профессия  «Повар»

Специализация «Сельское хозяйство»- профессии «Тракторист», «Овощевод»

Специализация «Строительные, монтажные и ремонтно–строительные  работы»

профессия  «Облицовщик плиточник»

Элективные курсы:

—        сельскохозяйственная техника

—        агротехника растениеводства с основами агробизнеса

—        основы животноводства;

—        ИКТ в сельском хозяйстве

 

Основные формы деятельности психолога в рамках сопровождения профориентационной работы лицея

1) Психологическая диагностика с целью:

— использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

— учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

— учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв­ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

— использования результатов для стимулирования потребностей учаще­гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

В основе диагностического комплекта лежат:

  • комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить «интеллектуальный профиль», степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности);
  • тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест­венно-научных, физико-математических;
  • «Карта, интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опрос­ник ДДО Е А Климова (помогают выявить сферу познавательных и профессио­нальных интересов учеников);
  • опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично­сти и сферы профессиональной деятельности;
  • личностный опросник Айзенка;
  • изучение интересов с помощью опросника «Карта интересов»;
  • определение типа темперамента: опросник Г. Айзенка, тесты «Структура вашего темперамента», «Качества вашего темперамента»;
  • «Тест эмоций» (модификация теста Басса-Дарки);
  • «Методика самооценки индивидуальных особенностей»;
  • «Методика самооценки личности»;
  • методика «Профиль»;
  • методика «Опросник типа мышления»;
  • тесты «Каков ваш характер», «Шесть граней характера»;
  • анкета «Ориентация»;
  • методика «Формула профессии» (Пряжников Н.С);
  • «Диагностика стиля общения» Г.В. Резапкиной.
  • «Опросник профессиональных склонностей» (методика Л. Йовайши в модификации Г. Резапкиной).

Диагностика проводится в комплексе с игровыми упражнениями, с освещением теоретического материала. Сопутствующими задачами являются расширение представлений о мире профессий и активизация поиска информации о профессиях, что происходит благодаря широкому диапазону рекомендаций, содержащихся в интерпретации диагностических методик. Изучение собственного «Я» позволит учащимся понять себя, всесторонне и объективно оценить личные запросы и потребности, определить те качества, которые предстоит сформировать для того, чтобы добиться успеха.

2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Структура развивающей профконсультации:

— констатация стадии профессионального плана учащегося;

— проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;

— оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разра­ботка плана подготовки к профессиональному выбору,

— подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходи­мых качеств;

— проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

— завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совме­стное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.

 

 

Критерии и показатели готовности обучающихся

к профессиональному самоопределению

 

критерии показатели Методики изучения
1) Когнитивный 1. Знания о профессиях

2. Знания о своих
профессиональных
качествах

3. Знания о возможных
путях профессионального самоопределения

Опросник временной перспективы;

Опросник своих знаний о профессиях

2) Мотивационно-ценностный 1. Наличие адекватной
самооценки2. Мотивы выбора
профессии3. Творческое отношение к
деятельности
Методика Л. А Верещагина «Профессиональная мотивация»,

Опросник Дж.Холланда «Взаимосвязь типа личности и сферы Профессиональных интересов»,

тест Торренса,

карта интересов Голомштока, тест ДДО Климова

3) Деятельностно-практический 1. Способность к реализации своих целей

2. Ориентация на самоопределение

3. Способность к рефлексии

Различные опросники достижений, экспертные оценки, опросники рефлексии.

 

Групповая  и индивидуальная работа:

— профориентационные игры. Эффективная форма профориентационной работы со старшеклассниками. (8-е — 9-е классы)

Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональной самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.

Игровые методики.

Ценностно-нравственные профориентационные игры; «Пришельцы», «Три ветерана» («Три судьбы»), «Остров», «Спящий город», «Существо» (с элементами экологическою воспитания). Пробно-ознакомительные игры: «Стажеры-инопланетяне», «Ассоциации» (профориентационный вариант). «Угадай профессию», «Вакансия», «Новичок-Наставник». «Завод» («Кооператив». «Музеи»). Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: «Профконсультация», «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик». Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке.

—  курс «Твои дороги, выпускник» для 9-х классов,

—  групповые занятия по построению временной перспективы для 8-х-9-х классов,

—  круглые столы: «Психология общения», «Профессиональный марафон» и тематические беседы по профориентации «Многообразие мира профессий», классные часы-презентации «Мир современных профессий», «Ярмарка специальностей», «Хочу, могу, надо» (10 — 11 классы).

— участие в проведении родительских собраний по вопросам профориента­ции. Вопросы, обсуждаемые с родителями на собраниях, не только напрямую касались вопросов выбора профессии, но и рассматривались различные проблемы подросткового и юношеского возраста, так или иначе влияющие на подготовку школьника к самостоятельному выбору профессии.

Собрания начинают проводиться с 7-го класса.

Тематика собраний за год:

 

7-е классы Эффективные способы общения с подростком.

О чем можно и необходимо разговаривать с подростком.

Почему учиться трудно?

8-е  классы Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии

Временная жизненная перспектива. Что это такое?

Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности.

9-е классы Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.

Склонности и интересы подростков в выборе профессий.

Как научиться быть ответственным за свои поступки.

Как правильно выбрать профессию.

10 класс Что необходимо знать родителям старшеклассников.

«Юношеский возраст: самоопределение, надежды, поиск».

11 класс Профессии, которые выбирают наши дети.

 

Порядок организации межведомственного взаимодействия:

заключены договора о социальном партнёрстве: с СХПК «Ленинцы», с Отрядом Государственной противопожарной службы Кабардино-Балкарской Республики по охране Майского района и города Майского, с отделением ОГИБДД ОВД по Майскому району, с. Новоивановским казачьим станичным обществом, с Майской территориальной избирательной комиссией, Майским  районным советом «Российской оборонной спортивно-технической  организацией».

В рамках профориентационной работы осуществляется взаимодействие со следующими учебными заведениями:

  • ФГБФУ ВО «Кабардино – Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»
  • ФГБФУ ВО Кабардино – Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова»
  • Терский филиал ФГБФУ ВО Кабардино – Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова»
  • Кабардино – Балкарский агропромышленный колледж имени Б.Г. Хамдохова
  • Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Кабардино – Балкарский центр непрерывного профессионального развития»

Обучающиеся Лицея регулярно посещают вышеназванные учебные заведения с  целью ознакомления с профессиограммами, современным технологическим оборудованием, с правилами приема и поступления и условиями обучения.

Формы участия родителей (законных представителей) обучающихся в профориентационных мероприятиях:

  • родительские собрания, (общешкольные, классные.);
  • лектории для родителей
  • индивидуальные беседы;
  • анкетирование;
  • изготовление наглядных пособий;
  • помощь в организации детского технического творчества;
  • организация экскурсии,
  • выступление родителей перед учащимися с беседами;
  • участие в работе родительского комитете школы

Вовлеченность родителей в профориентационные мероприятия обучающихся (от 0 до 100%)-  80%

 

Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов):

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Общее количество выпускников 9-х классов 32 31 19
Количество выпускников профильных классов, всего
Обучение  в 10  классе 14 14 11
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 8 3 2
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена) 10 14 6
Трудоустроившиеся выпускники 32 31 19

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Общее количество выпускников 11-х классов 25 17 11
Количество выпускников профильных классов, всего 25 17 11
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 10 6 2
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 13 7 9
Трудоустроившиеся выпускники 25 17 11

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников профильных классов

Профили

обучения

Количество выпускников,  поступивших в  профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, чел. Количество  выпускников  профильных классов, поступивших по профилю обучения, чел. Количество трудоустроивших-

ся

выпускников, чел.

в ВУЗы в профессиональные образовательные организации
Учебный год Учебный год Учебный год Учебный год
2013-2014 2014-

2015

2015-

2016

2013-2014 2014-

2015

2015-

2016

2013-2014 2014-

2015

2015-

2016

2013-2014 2014-

2015

2015-

2016

Агротехнологи-

ческий

    

13 7 9 1 1 3 1 0 0 25 17 11
всего 13 7 9 1 1 3 1 0 0 25 17 11

 

Основные результативные критерии и показатели эффективности профориентационной работы
     1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения.

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
     2. Потребность в обоснованном выборе профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
     3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
     4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
     5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы.

Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е.  профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Критерии Показатели
9-10 класс 11 класс
Когнитивный 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития
3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости про-фессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК)
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей
Мотивационно-ценностный 1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора
1. Устойчивые познавательные интересы.
2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
3. Адекватная самооценка ПВК
Деятельностно-практический 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей
2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к совершенствованию ПВК

 

 

Файлы:

  1. Быков А.К. Методы активного социально-психологического обучения. — М., 2005.
  2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения. Вопросы психологии, 1994, №3
  3. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. — Киев, 1984.
  4. Дегтярева С.В. Все профессии важны, все профессии нужны.// Педсовет. – 2009. – №11. – с. 2-4.
  5. Коломенский Я. Л. Человек: психология, М.: Просвещение, 1986
  6. Мутик М.А. Калейдоскоп профессий: Конкурсная программа.// Педсовет. – 2010. – №1. – с. 14-15.
  7. Немов Р. С. Психология, кн. 2. Психология образования, М.: Просвещение, 1995
  8. Обухова Л. Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы, М.: Тривола, 1995
  9. Прошицкая Е. Н. Практикум по выбору профессии. М.: Просвещение, 1995
  10. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение в ранней юности. — М.,1996.
  11. Сборник профориентационных игр, викторин, конкурсов в помощь профконсультанту для проведения профориентационных мероприятий. Методическое пособие, автор-составитель А.К.Лукина, КрасГУ, 2004.
  12. Теряева И.П. В мире профессий: Классный час III-IV классы.// Начальная школа. – 2009. – №12. – с. 88-90.

Интернет ресурсы:

  1. YouWe.tom.ru
  2. 48spb.edusite.ru

Файлы:


Методическая копилка размещена на сайте общеобразовательной организации по адресу: http://www.novoivan.shkola.hc.ru/metodist.html

Файлы:


Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *