Профессиональная ориентация и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся в контексте общественно-активной школы

Цель:

оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора  профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности за счет повышения общественной активности, реализации социально-значимой деятельности

Задачи:

1) выработать у школьников на всех ступенях обучения сознательное отношение к труду, трудовой деятельности;

2) способствовать профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими личностными особенностями, интересами, способностями и с учетом требований рынка труда.

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Ступень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое )
начальное общее (1-4 кл) Храм Святого Михаила Архангела

Школа искусств

Амбулатория

Дом культуры

Полиция

 

МК ДОУ Детский сад «Улыбка»

ООДЭД «Зеленая планета»

ФГБУ «Воронежский государственный заповедник»

Социальное

 

Социальное

Методическое

Социальное

Организационно – правовое

Социальное

 

Социальное, методическое

Методическое

основное общее (5-7 кл) Храм Святого Михаила Архангела

Школа искусств

Амбулатория

Дом культуры

Полиция

 

МК ДОУ Детский сад «Улыбка»

ООДЭД «Зеленая планета»

Воронежская региональная общественная организация «Федерация Тхэквон-до ИТФ»

ВРОО «Центр экологической политики»

Районная газета «Семилукская жизнь»

АНО «Молодёжный институт социальных программ»

ГБУ «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи»

Администрация Девицкого сельского поселения

Отдел Семилукского муниципального района по образованию и опеке

 

Социальное

 

Социальное

Методическое

Социальное

Организационно – правовое

Социальное

 

Социальное, методическое

 

Методическое

 

 

 

 

 

Методическое

 

Организационное

 

Методическое, социальное

 

Методическое, социальное

 

 

 

 

 

Организационно – правовое

 

Организационно – правовое, методическое

основное общее (8-9 кл) Храм Святого Михаила Архангела

Школа искусств

Амбулатория

Дом культуры

Полиция

 

МК ДОУ Детский сад «Улыбка»

ООДЭД «Зеленая планета»

Воронежская региональная общественная организация
«Федерация Тхэквон-до ИТФ»

ВРОО «Центр экологической политики»

Районная газета «Семилукская жизнь»

Рекламного агентства  «МИР»

АНО «Молодёжный институт социальных программ»

ГУ МЧС России по Воронежской области

ГБУ «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи»

Красноярская РМОО «Сотрудничество»

 

Администрация Девицкого сельского поселения

Отдел Семилукского муниципального района по образованию и опеке

Воронежский институт высоких технологий

Социальное

 

Социальное

Методическое

Социальное

Организационно – правовое

Социальное

 

Социальное, методическое

 

Методическое

 

 

 

 

 

Методическое

 

Организационное

 

Обучающее – методическое

Методическое, социальное

 

Методическое, социальное

Методическое. социальное

 

 

 

 

 

Организационно – правовое, методическое

Организационно – правовое,

 

Организационно – правовое, методическое

среднее общее (10-11 кл) Храм Святого Михаила Архангела

Школа искусств

Амбулатория

Дом культуры

Полиция

 

МК ДОУ Детский сад «Улыбка»

ООДЭД «Зеленая планета»

ВРОО «Центр экологической политики»

Районная газета «Семилукская жизнь»

Рекламного агентства  «МИР»

АНО «Молодёжный институт социальных программ»

ГУ МЧС России по Воронежской области

ГБУ «Областной центр развития дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи»

Красноярская РМОО «Сотрудничество»

 

Администрация Девицкого сельского поселения

Отдел Семилукского муниципального района по образованию и опеке

Воронежский институт высоких технологий

Социальное

 

Социальное

Методическое

Социальное

Организационно – правовое

Социальное

 

Социальное, методическое

Методическое

 

Организационное

 

Обучающее – методическое

Методическое, социальное

 

Методическое, социальное

Методическое. социальное

 

 

 

 

 

Организационно – правовое, методическое

Организационно – правовое,

 

Организационно – правовое, методическое

 

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения:

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты): Положение о профориентационной работе, План профориентационной работы, Приказ о проведении профориентационной работы, Отчет о проведении профориентационных мероприятий.

 

Материально-техническое  обеспечение

— спортивный зал,

  • библиотека с общим фондом более 14000 экземпляров,
  • сенсорная комната,
  • музей,
  • пионерская,
  • многофункциональная спортивная площадка

— предметные кабинеты:

  • 3 кабинета начальных классов,
  • информатики и ИКТ,
  • химии и биологии,
  • математики,
  • русского языка и литературы,
  • ОБЖ,
  • комбинированная мастерская,
  • медицинский кабинет.

Периодичность обновления: постоянно, по требованию

 

Информационное обеспечение:

сведения о нормативно-правовом обеспечении, образовательные стандарты, учебные планы, дополнительные образовательные программы, информация  родителям по различным вопросам, фото, посты о проведенных мероприятиях, публикации к юбилейным датам.

         

Кадровое обеспечение

С высшей квалификационной категорией С I квалификационной категорией Соответствие занимаемой должности
12 (52%) 7 (30%) 2 (9%)

 

За  последние 5 лет повысили квалификацию все педагоги (100%).

  1. Стажировка для руководителей ОО – инновационных площадок в г. Самаре (2017г.)
  2. Участие в IХ Общероссийском форуме по развитию общественно- ориентированного образования «Развитие личности ребенка в деятельности общественно-активной школы», г. Красноярск (2014г.).
  3. Форум по развитию общественно-ориентированного образования «Общественно-активные школы: расширяем образовательное пространство» г. Красноярск (2016г.).
  4. Призовое место в региональном педагогическом фестивале «PROдвижение» (2017г.).
  5. Призовое место в VI Международной олимпиаде для учителей «Педагогика: история, теория, практика» (2017г.).
  6. Участие во Всероссийском проекте «Село – территория возможностей» (2017г.)

% обеспеченности (от 0 до 100%)- 100%

 

Финансовое обеспечение

Финансирование профориентационной работы проводится за счет средств партнеров

 

Психологическое и эмоционально-комфортное сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся

 

Специалисты Функции Методы
Администрация школы 1.Проводит информационные мероприятия и кампании по вопросам получения образования, имеющихся специальностях в учебных учреждениях,

2. Проводит информирование о  правилах приёма и проходных баллов ЕГЭ и ГИА.

3. Осуществляет организационно- правовую деятельность

Информационно — справочные
Учитель 1.Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности

2.Находит положительные качества личности

3.Изучает познавательные интересы детей

4. Исследует влияние родителей и близких людей на выбор ребёнком профессии

Методы активизации профессионального и личностного самоопределении,

Информационно — справочные

Классный руководитель 1.Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения

2.Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

3.Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность

4.Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов

5.Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий

6.Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала

7Проводит разнообразные мероприятия по профориентации (знакомство с профессиями, экскурсии на предприятия, конкурсы и так далее)

Методы активизации профессионального и личностного самоопределении,

Информационно — справочные

Педагог-психолог 1.Выявляет стремления и намерения учащегося при выборе профессии и дальнейшего обучения

2.Изучает познавательные интересы детей

3.Определяет адекватность оценки человеком своих достижений и успехов и их взаимосвязь с различными видами деятельности

4 Организует передачу опыта и впечатлений от работающих специалистов

5. Знакомит с многогранным и разнообразным миром профессий

6.Помогает в самореализации и развитии заложенного природой потенциала

7 Информирует о текущей ситуации на рынке труда и планируемых переменах

8.Уменьшает количество ошибок при выборе профессии

9 Осуществляет психологическую поддержку при подготовке и сдачи ГИА, при выборе профессии

Методы активизации профессионального и личностного самоопределении,

Информационно – справочные, методы психподдержки, методы профессиональной психдиагностии

Педагог дополнительного образования 1.Организует культурно-досуговую и социально-значимую деятельность

3.Выявляет способности и склонности человека к тем или иным видам деятельности

3.Находит положительные качества личности

Методы активизации профессионального и личностного самоопределения,

Информационно — справочные

 

 

Порядок организации межведомственного взаимодействия

А) Договор о сотрудничестве между БУЗ ВО «Семилукская ЦРБ им. А.В.Гончарова» и МКОУ Девицкая СОШ от 15.05.2013;

Б) Договор о совместной деятельности МКОУ ДОД «Девицкой детской школы искусств» и МКОУ Девицкая СОШ от 01.09.2015;

В) Договор №3070 о совместной образовательной деятельности ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет инженерных технологий» от 25.03.2016;

Г) Соглашение №120 о взаимном сотрудничестве ГУ МЧС России по Воронежской области МКОУ Девицкая СОШ в рамках функционирования предпрофильного класса пожарно – спасательной направленности от 09.10.2015.

Файлы:

Структура профориентационной работы

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 кл)
Профессиональное информирование (просвещение) Формирование представлений о мире профессий,добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, формирование установки на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии. Ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники
основное общее (5-7 кл)
Профессиональное информирование,

Профессиональный подбор

Формирование  и личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. Профессиональные пробы,беседы, анкетирование учащихся и родителей, первичная диагностика познавательных интересов учащихся, экскурсии, различные формы взаимодействия с социальными партнерами в рамках профессиональной направленности.
основное общее (8-9 кл)
Профессиональное информирование,

Профессиональный подбор,

Профессиональный отбор,

Профессиональное консультирование,

Психологическая поддержка

 

Обеспечения условий для личностного роста обучающегося, социального принятия решения о профессиональном самоопределении. Цикл профориентационных занятий, экскурсии в учебные заведения начального и среднего профессионального образования; различные формы взаимодействия с социальными партнерами в рамках профессиональной направленности, профориентационные игры; профессиональные пробы, беседы с родителями на родительских собраниях, индивидуальные консультации.
среднее общее (10-11 кл)
Профессиональное информирование,

Профессиональный подбор,

Профессиональный отбор,

Профессиональное консультирование,

Психологическая поддержка,

Профессиональная и социальная адаптация

Формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере. Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале. Творческие работы, психологические игры, упражнения на выявление и развитие личностных качеств; различные формы взаимодействия с социальными партнерами в рамках профессиональной направленности,  индивидуальные консультации с учащимися и родителями.

 

Система работы

Ступень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл)

основное общее

(8-9 кл)

среднее общее (10-11 кл)
Задачи 1.Создание в школе образовательного пространства, позволяющего воспитывать уважительное отношение к людям всех профессий;

2.Формирование  у младших школьников представление о многообразии профессий в современном мире;

3.Обучение школьников через профессиональные пробы практическим навыкам по самообслуживанию в условиях дома, школы

4.Разработать и обеспечить педагогическое сопровождение процесса профориентационной работы в начальной школе.

 

1.Формирование  личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

2.Получение представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»).

 

3.Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

1. Дифференциация выбора деятельности наиболее соответствующей интересам, способностям, личным особенностям обучающегося

2.Обучение технологиям самостоятельного эффективного выбора будущей профессии.

 

 

 

3. Предоставление возможности получения опыта в различных областях для самореализации

1.Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда,

 

 

2.Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности

 

 

3.Психолого-педагогическая поддержка и социальная адаптация выпускника

Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) Игры на профсюжеты (Больница, Парикмахерская и пр.),

Профессиографическое исследование, профессиональные пробы, беседы, экскурсии, в том числе на предприятия.

Профессиональные пробы, беседы, анкетирование обучающихся и родителей, первичная диагностика познавательных интересов обучающихся, экскурсии, различные формы взаимодействия с социальными партнерами в рамках социально значимой деятельности обучающихся профессиональной направленности. Цикл профориентационных занятий, экскурсии в профессиональные образовательные организации; различные формы взаимодействия с социальными партнерами в рамках профессиональной направленности, профориентационные игры; профессиональные пробы, беседы с родителями на родительских собраниях, индивидуальные консультации. Творческие работы, психологические игры, упражнения на выявление и развитие личностных качеств; различные формы взаимодействия с социальными партнерами в рамках социально значимой деятельности обучающихся профессиональной направленности,  индивидуальные консультации с обучающимися и родителями.

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная  работа: принцип систематичности и преемственности, принцип дифференциации и индивидуального подхода, принцип оптимального сочетания различных форм, принцип межведомственного взаимодействия, в том числе и с семьей; принцип связи профессиональной ориентации с жизнью.

 

Соотношение базовой и вариативной частей программ профориентации для учащихся 1-4, 5-7, 8-9, 10-11 классах:

1-4 класс: 8 %

5-7 класс: 6%

8-9 класс: 10%

10-11 класс: 16%

 

Удельный вес авторских программ в общем объеме реализуемых программ: 22,5 %

 

Доля программ, направленных на выявление одаренных и мотивированных детей, а также дальнейшее содействие в их совершенствовании в общем объеме реализуемых программ: 30 %

 

Наличие профильных предметов, факультативов спецкурсов, элективных курсов и др.

начальное общее (1-4 кл) 1.     Мир информатики

2.     Олимпиадная математика

3.     Занимательная математика

4.     Школа грамотеев

5.     Занимательный русский язык

6.     Секреты речи

основное общее (5-7 кл) 1.     Культура общения

2.     Практическая стилистика и основы издательского дела

3.     Уроки выбора профессии

4.     Путешествия по странам и континентам

основное общее (8-9 кл) 1.     Культура общения

2.     Практическая стилистика и основы издательского дела

3.     Уроки выбора профессии

4.     Путешествия по странам и континентам

5.     Школа безопасности

6.     Основы фотомонтажа

7.     Психологическое сопровождение ОГЭ

8.     Генетика раскрывает тайны

9.     Спортивная подготовка

10.   Практикум по решению задач по физике

11.    Практикум по решению задач по математике

среднее общее (10-11 кл) 1.     Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики. Рациональные алгебраические уравнения и неравенства

2.     Родной язык в «реке времени»

3.     Основа экономической теории

4.     Методы решения задач по физике

5.     Я в мире, и мир вокруг меня

6.     Математика в экономике и банковском деле

7.     Всемогущий и занимательный синтаксис

8.     Россия с древнейших времен до начала XI века.

9.     Решение задач повышенной сложности по физике

10.                       Органическая химия и человек

 

Формы участия родителей/законных представителей обучающихся в профориентационных мероприятиях общеобразовательных организаций:

– проведение родительских собраний с приглашением представителей профессиональных образовательных организаций, ВУЗов региона;

– лектории для родителей (законных представителей);

– индивидуальные беседы психолога и педагогов с родителями  (законными представителями) обучающихся по вопросам профориентационного самоопределения;

– анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся;

– привлечение родителей (законных представителей) обучающихся для выступлений перед  обучающимися (мастер-классы,  беседы, профориентационные игры, тренинги и т.д.);

– привлечение родителей (законных представителей) обучающихся для работы в качестве руководителей кружков, спортивных секций, художественных студий, театров,;

– использование родительской помощи в организации профессиональных проб на предприятиях;

– помощь родителей (законных представителей) в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время.

 

Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов):

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Общее количество выпускников 9-х классов 23 13 17
Количество выпускников профильных классов, всего 0 11 11
Обучение  в 10  классе 9 11 11
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 14 2 6
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена)
Трудоустроившиеся выпускники

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2013-2014 2014-2015 2015-2016
Общее количество выпускников 11-х классов 11 7 9
Количество выпускников профильных классов, всего 11 7 0
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 1 1 1
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 9 6 8
Трудоустроившиеся выпускники 1

 

Результаты мониторинга занятости выпускников профильных классов

Профили

обучения

Количество выпускников,  поступивших в  профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, чел. Количество  выпускников  профильных классов, поступивших по профилю обучения, чел. Количество трудоустроившихся

выпускников, чел.

в ВУЗы в профессиональные образовательные организации
Учебный год Учебный год Учебный год Учебный год
2013-2014 2014-2015 2015-2016   2013-   2014 2014-2015 2015-2016 2013-2014 2014-2015 2015-2016 2013-2014 2014-2015 2015-2016
технологический
физико-математический
естественно-научный
филологический
социально-гуманитарный
социально-экономический 9 6 1 1 1
без профиля 8 1
всего 9 6 8 1 1 1 1

 

Полученные результаты (количественные и качественные показатели) и социальные эффекты профориентации и самореализации обучающихся (критерии оценки: когнитивный, социально-психологический; мотивационный; деятельностный).

Когнитивный
1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития
3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств
4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения
Социально-психологический 1.Готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению.

2.Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально-значимом труде.

3.Способность ставить цели и строить жизненные планы.

4.Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

5Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, профессиональной деятельности.

 

Мотивационный 1Сформированные устойчивые познавательные интересы.
2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).3. Сформированность внутренних мотивов выбора
Деятельностный
1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей
2. Готовность к к исследовательской и коммуникативной деятельности в выбранной профессиональной сфере.

3. Формирование осознанного выбора и построение дальнейшей индивидуальной траектории.

исследовательской и коммуникативной в определенной профессиональной деятельности

 

Оценка критериев проходит по качественным и количественным показателям. Если количественные показатели можно просчитать( количество консультаций, участников, удельный вес форм работы, количество обучающихся последовавших рекомендациям и выбравшим профессию с учетом всех составляющих). Качественные показатели трудны в обработке и иногда « растянуты» во времени, т.к. происходит переоценка или формирование новых ценностных ориентиров, внутренних мотивов, внутренней готовности совершить выбор.

Файлы:

  1. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2010. – 493 с.
  2. Резапкина, Г.В. Профориентационная работа в школе [Текст]: (практикум для педагогов и родителей) / Г. В. Резапкина; отв. ред. М. А. Ушакова. — М.: Сентябрь, 2011. — 127 с.
  3. Шаповалова, В.С. История, теория и методика профориентационной работы в школе [Текст] / В. С. Шаповалова, И. В. Челышева ; под ред. В. С. Шаповаловой ; Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования «Таганрог. гос. пед. ин-т». — Таганрог : Изд-во ТГПИ, 2011. — 207 с.

Файлы:


  1. Анохина Л.В. Индивидуализация заданий для младших школьников при реализации ФГОС/ Сборник научно – методических статей «Педагогический опыт: решения и находки» Выпуск 28, отв. ред. Дендебер И.Н.- ВГПУ, 2016, с.30 — 34.
  2. Борисова Т.А. Социализация ребенка с синдромом Дауна в семье и обществе (из опыта воспитания) // Воронежская семья: вчера, сегодня, завтра: материалы регион. науч.-практ. конф.(Воронеж, 17 февраля 2012г.)/государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Воронежской области «Областной центр дополнительного образования, гражданского и патриотического воспитания».-Воронеж: ГОБУ ДОД ВО «ОЦДОГПВ», 2012 — 300с.
  3. Борисова Т.А. Психическое и психологическое здоровье как необходимая составляющая образовательной среды //Материалы 2 всероссийской научно-практической конференции с международным участием. отв.за выполнение Ю.Ю. Шамарина. — Воронеж; Москва: ВГПУ,2012, с212.
  4. Борисова Т.А. Педагогический контекст понимания идентичности личности:опыт историко-философского анализа./педагогические науки//Известия ВГПУ. — 2015.-т.266.-№1.с.53-58,
  5. Борисова Т.А. Педагогическое осмысление идентичности личности: необходимость культурологического контекста/ Образование и педагогика//Берегиня. 777.сова.- 2015. — т.24.-№1, с.280-284;
  6. Лынова И.В. Использование двоичных триад и тетрад при решении задач ЕГЭ/ сборник материалов XV международной научно-практической конференции. – изд. ВГПУ,2015;
  7. Лынова Т.Н. Развитие навыков устного счёта на уроках математики/ Материалы конференции «Проблемы преподавания математики, физики и  информатики в ВУЗе и средней школе». – ВГУИТ, 2016,с.21-28
  8. Медведева Н.А. Систематизация групп заданий исследовательского характера и их апробация в самостоятельной практической деятельности младших школьников/ Сборник научно – методических статей «Педагогический опыт: решения и находки» Выпуск 27,  отв. ред. Дендебер И.Н.- ВГПУ, 2016, с.302-305.

 

Файлы:

Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *