Предпрофильная подготовка и профориентация обучающихся средствами комплексной работы со школьниками и их родителями

Цель:

— оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

— выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи:

— ознакомить молодежь с основными профессиями и специальностями;

— школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки.

Партнеры общеобразовательной организации по профориентационной работе

Ступень образования Тип профориентационной работы Партнеры (указать) Вид партнерства (социальное, нормативно-методическое, организационно-правовое, другое )
начальное общее (1-4 кл) Профессиональное просвещение.

 

ГБУЗ «Жуковская ЦРБ», МБОУ ДОД «Жуковский районный ЦДТ», МУК «Жуковский районный Дом культуры», с/п «Ржаницкая поселенческая библиотека» МБУК «РКДО» социальное,
основное общее (5-7 кл) Профессиональная пропаганда.

 

ГБУЗ «Жуковская ЦРБ», МБОУ ДОД «Жуковский районный ЦДТ», МУК «Жуковский районный Дом культуры», с/п «Ржаницкая поселенческая библиотека» МБУК «РКДО» социальное,
основное общее (8-9 кл) Профессиональная информация.

 

ГБУЗ «Жуковская ЦРБ», ГБПОУ «Брянский профессионально-педагогический колледж» , МБОУ ДОД «Жуковский районный ЦДТ» , МУК «Жуковский районный Дом культуры», с/п «Ржаницкая поселенческая библиотека» МБУК «РКДО» социальное,
среднее общее (10-11 кл) Профессиональная консультация.

 

ГБУЗ «Жуковская ЦРБ»,  ГБПОУ «Брянский профессионально-педагогический колледж»,  МБОУ ДОД «Жуковский районный ЦДТ»,  МУК «Жуковский районный Дом культуры», с/п «Ржаницкая поселенческая библиотека» МБУК «РКДО» социальное,

 

Характеристика условий в общеобразовательной организации, обеспечивающих эффективность организации работы по профориентации и самореализации обучающихся в разрезе следующих видов ресурсного обеспечения:

 

Нормативно-правовое обеспечение (планы работы, должностные инструкции, приказы и др. локальные нормативные акты)

  1. Положение о профориентационной работе в образовательном учреждении
  2. Функциональные обязанности ответственного за профориентационную работу в образовательном учреждении .
  3. Приказ об организации предпрофильной подготовки обучающихся основной школы.
  4. Положение о курсах по выбору в рамках предпрофильной подготовки обучающихся IX – ХI классов.
  5. Положение о портфолио — индивидуальной накопительной оценке обучающихся.
  6. Приказы об утверждении ООП начального, основного и среднего  общего образования,  учебных планов образовательного учреждения.
  7. Рабочие программы элективных курсов.
  8. Договора, регулирующие участие школы в сетевом сотрудничестве: с другими общеобразовательными школами, с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, с учреждениями дополнительного образования, с другими организациями.

 

Материально-техническое обеспечение:

— библиотека,

— уголок по профориентации,

— кабинет психолога,

— учебные мастерские.

Периодичность обновления: ежегодно.

 

Информационное обеспечение: публикации в Жуковской районной газете «Жуковские новости», проведение профориентационных мероприятий с приглашением социальных партнеров.

 

Кадровое обеспечение: учителя-предметники высшей квалификационной категории (технология, химия, ОБЖ, физическая культура, музыка) – 5 чел., педагог-психолог первой квалификационной категории – 1 чел., учителя начальной школы первой квалификационной категории – 7 чел, учителя предметники первой квалификационной категории (математика, информатика, физика, география, биология, история, физическая культура, русский язык) – 8 чел.

 

Психологическое и эмоционально-комфортное  сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся.

Основным принципом психологического сопровождения системы профориентационной работы в рамках школы является отход от директивно-диагностического подхода, целью которого является поиск соответствия меж­ду требованиями профессии и индивидуальными особенностями ученика, в сторону развивающей (активизирующей) профконсультации, не исключающей активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи и рассматривающей ее как главный фактор правильного выбора.

Файлы:

Краткое содержание профориентационной работы

 

Основные направления работы

Направление Цель Формы работы
начальное общее (1-4 кл)
Профессиональное просвещение.

 

Цель: ознакомление учащихся с профессиями, их содержанием, функциями, требованиями, предъявляемыми к личностным характеристикам человека.

 

Путешествие по профессиям (игра -знакомство с миром профессий)

Кл.час «Покорители космоса»

Конкурс рисунков «Село мое родное»

основное общее (5-7 кл)
Профессиональная пропаганда.

 

Цель: формирование положительного отношения к проблемам выбора профессий и стремления у молодежи к освоению профессий современного производства.

 

Игра «Дорога в страну профессий»

 

Конкурс сочинений (эссе):

«За что я люблю свою землю»,

 

основное общее (8-9 кл)
Профессиональная информация.

 

Цель: ознакомить молодежь с основными профессиями и их специальностями.

Школьнику предлагаются сведения о содержании труда, условиях материальной и социальной среды, оплате, режиме труда и отдыха, формах и сроках обучения, возможностях должностного и квалифицированного роста. Особое внимание уделяется освещению основных требований, которые предъявляет данная профессия к состоянию здоровья человека, личностным качествам, уровню общеобразовательной и социальной подготовки

Кл.часы  «Каждой профессии слава и честь!»

Экскурсии на предприятия и учреждения деревни и района

 

Общешкольное родительское собрание

«Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей»

среднее общее (10-11 кл)
Профессиональная консультация.

 

Цель: сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности на основе всестороннего изучения личности, её склонностей, способностей, черт характера и т. д.

 

 

 

Диагностика по методике Е.А. Климова

Деловая игра «Кадровый вопрос»

 

Содержание программы

Ступень образования
Индикаторы начальное общее

(1-4 кл.)

основное общее

(5-7 кл)

основное общее

(8-9 кл)

среднее общее (10-11 кл)
Задачи
Формы проведения программ профориентации (активные, интерактивные) Игры, беседы, классные часы Игры, беседы, классные часы Деловые игры, беседы, классные часы, профконсультации, диагностика Деловые игры, беседы, классные часы, профконсультации, диагностика, профзанятия

 

Общие принципы, на которых строится профориентационная работа:

— Систематичность и преемственность — профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

— Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

— Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

— Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

— Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

 

 

Наличие профильных предметов, факультативов спецкурсов, элективных курсов и др.

основное общее (8-9 кл) Курс «Профессиональное самоопределение школьников» в рамках учебного предмета «Технология»
среднее общее (10-11 кл) Элективные курсы по математике, биологии, химии, физике

 

Психологическое сопровождение процессов профориентации и самореализации обучающихся

Основная цель развивающей профконсультации— это активизация про­цесса формирования психологической готовности учащегося к профессио­нальному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих  профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста

Главный принцип развивающей профконсультации — перенесение ак­цента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых ка­честв и свойств личности.

Основными формами деятельности психологической службы в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:

1) психологическая диагностика с целью:

— использования ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;

— учета ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;

— учета результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъяв­ляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида;

— использования результатов для стимулирования потребностей учаще­гося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.

В основе диагностического комплекта:

— комплексная методика Л.А. Ясюковой «Профессиональное самоопределение старшеклассников» (позволяет получить «интеллектуальный профиль» испытуемого, степень выраженности гуманитарных, математических, технических и других способностей, а также способностей к различным сферам профессиональной деятельности),

— школьный тест умственного развития (ШГУР) помогает определить выраженность способностей к трем циклам дисциплин: гуманитарных, естест­венно-научных, физико-математических;

«Карта интересов» А.Е.Голомштока» методика Л. А Верещагина, опрос­ник ДДО Е А Климова — помогают выявить сферу познавательных и профессио­нальных интересов учеников,

— опросник Дж.Хэлланда помогает исследовать взаимосвязи типа лично­сти и сферы профессиональной деятельности;

— личностный опросник Айзенка.

2) Развивающая профконсультация для учащихся, построенная на принципе сотрудничества, цель которой — активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.

Структура развивающей профконсультации:

— констатация стадии профессионального плана учащегося;

— проведение диагностического обследования интересов, склоннотей, способностей, типологических особенностей ученика;

— оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разра­ботка плана подготовки к профессиональному выбору,

— подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходи­мых качеств;

— проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;

— завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совме­стное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.

  1. групповая работа:

—  профориентацинные игры (8-9 классы),

—  курс «Твои дороги, выпускник» для 9 классов,

—  групповые занятия по построению временной перспективы для 8-9 классов,

—  элективный курс «Психология общения» (10-11 классы).

  1. участие в проведении родительских собраний по вопросам профориента­ции;

Вопросы, обсуждаемые с родителями на собраниях могут не только напрямую касаться вопросов выбора профессии, но и рассматривать различные проблемы подросткового и юношеского возраста, так или иначе влияющие на подготовку школьника к самостоятельному выбору профессии.

Собрания начинают проводиться с 7 класса. Приблизительная тематика собраний может быть такой:

 

7 класс Эффективные способы общения с подростком.

О чем можно и необходимо разговаривать с подростком.

Почему учиться трудно?

8 класс Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии

Временная жизненная перспектива. Что это такое?

Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности.

9 класс Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.

Склонности и интересы подростков в выборе профессий.

Как научиться быть ответственным за свои поступки.

Как правильно выбрать профессию.

10 класс Что необходимо знать родителям старшеклассников.

«Юношеский возраст: самоопределение, надежды, поиск».

11 класс Профессии, которые выбирают наши дети.

 

 

Формы участия родителей/законных представителей обучающихся в профориентационных мероприятиях общеобразовательных организаций:

— психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи — родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции;

— индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации школьников;

— активное привлечение родителей к органи­зации и проведению в школе мероприятий по профориентации уча­щихся: лектории, беседы, встречи, диспуты, экскурсии.

 

Общие сведения о результатах мониторинга занятости выпускников (9 и 11 классов):

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 9-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2014 2015 2016
Общее количество выпускников 9-х классов 15 16 14
Количество выпускников профильных классов, всего
Обучение  в 10  классе 3 2 5
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих)) 12 14 9
Обучение в профессиональных образовательных организациях (по программам подготовки специалистов среднего звена)
Трудоустроившиеся выпускники

 

Результаты Мониторинга занятости выпускников 11-х классов, чел.

Показатель Учебный год
2014 2015 2016
Общее количество выпускников 11-х классов 8 8 3
Количество выпускников профильных классов, всего 0 0 0
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования 7 3 2
Численность выпускников, принятых на обучение по образовательным программам высшего образования уровней бакалавриата и специалитета 1 4 1
Трудоустроившиеся выпускники 0 1 0

 

Полученные результаты (количественные и качественные показатели) и социальные эффекты профориентации и самореализации обучающихся (критерии оценки: когнитивный, социально-психологический; мотивационный; деятельностный)

Для учащихся 1-4 классов:

Когнитивный уровень: — наличие знаний о труде учащихся, о правилах поведения в процессе выполнения учебной и трудовой деятельности;- представление о собственных качествах и возможностях;- умение производить самооценку на определенном уровне.

Мотивационно-потребностный уровень:- наличие интереса к области трудовой, учебной и профессиональной деятельности;- наличие сформированной мотивации на успешное выполнение учебной и трудовой деятельности;- стремление к коллективному труду.

Деятельностно-практический уровень:- проявление трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма при выполнении учебной и трудовой деятельности.

 

Для учащихся 5-9 классов:

Когнитивный уровень : -степень осознанности значения и необходимости учебы и труда; -полнота знаний о содержании труда в профессии; -ориентировка в знании своих интересов и возможностей; степень осознанности состояния своего здоровья и требований профессии к человеку на основе самооценки, осознания своей деятельности (рефлексия); -полнота знаний о факторах воздействия избранной профессии на состояние здоровья.

Мотивационно-потребностный уровень: -наличие интереса к процессу труда, материальному вознаграждению за труд; — осознавание необходимости участия в труде для своей жизни и общества как здорового образа жизни; — мотивы выбора профессиональной деятельности на основе соотнесения возможностей (состояния здоровья) с желаниями, востребованностью этой профессии, труда в обществе;- осознание необходимости иметь личный профессиональный план – осознанность профессиональной карьеры (мотивация на достижение).

Ориентировочно-деятельностный уровень:- проявление самостоятельности; — целеполагание;- исполнение, контроль и оценка хода работы;- оценка результатов труда;- активность в овладении профессионально значимыми знаниями и умениями;- проявление самостоятельности и своего творческого потенциала.

 

Для учащихся 10-11 классов:

Когнитивный уровень:- степень представления учащихся об индивидуальных психофизиологических качествах;- степень информированности о содержании избираемой профессиональной деятельности;- степень информирован­ности учащихся о возможностях получения консультации у специ­алистов профконсультантов о путях необходимого образования, месте работы;- степень информированности учащегося об общих профес­сионально важных качествах и специальных в данной профессио­нальной сфере.

Мотивационно-потребностный уровень:— характер мотивации и активности учащихся; осознание личной и общественной значимости будущей профессии;- связь интересов с ценностными ориентациями; интен­сивность эмоциональных переживаний, волевых усилий, внимания.

Деятельностно-практический уровень:- способность соотнесения учащимися своих индивидуальных особенностей и профессиональных требований данной профессии;- владение основными приемами работы.

Файлы:

http://mon.gov.ru/ — Министерство образования и науки России
http://минобрнауки.рф/

http://www.edu.debryansk.ru/ — Департамент общего и профессионального образования Брянской области

http://eduinfo32.ru/ — Брянский региональный центр информатизации образования

http://eduinfo32.ru/zhu/index.php — Информационно-образовательный портал Управления образования администрации Жуковского р-на

http://www.edu-bryansk.ru/main/ — образовательный портал г.Брянска и области

http://www.ege.edu.ru  — Портал  ‘Единый государственный экзамен’

http://www.ege32.ru — Брянский областной центр оценки качества образования

http://www.fipi.ru — Федеральный институт педагогических измерений

http://sch.b-edu.ru/ — Школьные сайты Брянской области.

http://dnevnik.ru/ — школьная образовательная сеть

Файлы:


Учитель по призванию (2015)

Экскурсия на Дятьковский завод хрусталя (2016)

 

Методическая копилка опубликована на сайте Ржаницкой СОШ в сети Интернет по адресу: http://zhk-rzh.sch.b-edu.ru

Файлы:


Эффективность профориентации и самореализации обучающихся

Рейтинг экспертов

Результативность
5
Ресурсное обеспечение
5
Организация работы
5
Содержание программ
5
Взаимодействие
5
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Рейтинг пользователей

0
0
0
0
0
  Загружается, пожалуйста подождите yasr-loader

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *